В летнее межсезонье столичные театры на самом деле не уходят на заслуженный отдых, а продолжают выпускать премьеры. Иногда — интересные, как в том убедился критик Влад Васюхин, специально для «Известий».
«Дамасобачка»
МХТ имени Чехова
Кинорежиссер Алексей Мизгирев поставил в театре, носящем имя Чехова, самый известный его рассказ — «Даму с собачкой». Кстати, написаны эти несколько страниц о курортном романе были в год создания Художественного театра — 125 лет назад. И это второй театральный опыт Алексея — в 2013 году он сделал спектакль «Братья» по мотивам киносценария Лукино Висконти «Рокки и его братья».
Для «Дамасобачки» художником Марией Мелешко была сооружена на Малой сцене непростая и не для всей публики удобная площадка — с тремя зрительскими секторами, они расположены вокруг черного подиума с большим углублением в центре. Из декораций — стулья.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Простой и ясный рассказ классика режиссер интерпретировал оригинально. Действие перенесено в условно наши дни, а из романтической истории сделан триллер, даже трагедия. Кроме Анны Сергеевны (Полина Романова) и Гурова (Сергей Волков, пожалуй, самое ценное пополнение труппы за последние несколько сезонов) в спектакле появились упомянутые Чеховым вскользь обманутые жена Гурова (Дарья Юрская) и муж дамы с собачкой по фамилии фон Дидериц (Кирилл Власов). И плюс неизвестно откуда взявшийся психотерапевт (Ростислав Лаврентьев), к которому обе семейные пары пришли на прием.
Гуров в этом спектакле — абьюзер, доводящий и жену, и любовницу до самоубийства и сам сходящий в финале с ума. А милая дама с белым шпицем представлена как верная собачка. Кстати, собаки на сцене нет — ни живой, ни плюшевой. Ее заменяет натуральный... арбуз. Ближе к концу спектакля его эффектно разобьют, наполнив зал свежим ароматом, а черную сцену алым месивом.
«Завтра была война»
Театр имени Пушкина
У повести Бориса Васильева, написанной в 1972 году, однако из-за цензурных препон опубликованной лишь спустя 12 лет, накануне перестройки, в итоге оказалась счастливая судьба, в том числе на экране и на сцене. Можно вспомнить дебютный фильм Юрия Кары и спектакли мэтров отечественной режиссуры — Андрея Гончарова, Игоря Владимирова и Адольфа Шапиро.
Спектакль Владимира Киммельмана, поставленный в ретростилистике советского театра, вполне вписывается в этот ряд.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Жизнь старшеклассников 1940 года и их родителей, попавших в жернова сталинских репрессий, представлена пронзительно и подробно — спектакль длится три с половиной часа, что может стать испытанием для юных зрителей.
Особенность постановки в том, что на одной сцене — студенты мастерской Евгения Писарева из Школы-студии МХАТ и их преподаватели. Занятые во взрослых ролях замечательные артисты Евгения Дмитриева, Андрей Кузичев, Анастасия Лебедева, Владимир Майзингер составили хороший ансамбль с будущими звездами.
«Мадам Бовари»
Театр «Маска» и «Арт-партнер»
Дважды лауреат «Золотой маски», главреж новосибирского театра «Старый дом» 43-летний Антон Федоров сегодня, пожалуй, самый модный российский режиссер. У него есть свой узнаваемый почерк и любимые приемы (ну или штампы), к примеру, анимационные декорации, черный юмор и особый птичий язык, которым объясняются персонажи что Гоголя, что Булгакова, что Чарльза Буковски.
Почти все свои спектакли Антон ставит в жанре фарса и «по мотивам».
Фото: пресс-служба театра «Маска» и «Арт-партнер»
Скандальный роман Гюстава Флобера не стал исключением: федоровская инсценировка оригиналу дальняя родственница. Остались имена героев и скелет сюжета. Время действия? Да какое хотите...
Федоров обожает делать персонажей фриками. Вот и Эмма Бовари (Наталья Рычкова) не стала исключением. Она живет в России, в обшарпанной панельке вместе с мужем-недотепой (Семен Штейнберг), его хмурой мамашей (Ольга Лапшина) и нелюбимой дочкой (Анна Никишина). Она мечтает о Париже, разговаривая на каком-то русско-французском суржике, пересыпая речь цитатами, неологизмами и каламбурами. Попытка Эммы вырваться из абсурдной жизни и сменить участь обречена...
«Фишинг» Театр «Арлекиниада»
Еще один премьерный спектакль «по мотивам». На этот раз за основу взята пьеса знаменитого бродвейского драматурга Нила Саймона «Последний пылкий влюбленный» (1969). В СССР она засветилась в 1985 году, когда эту трагикомедию поставил в БДТ Георгий Товстоногов с Владиславом Стржельчиком и Алисой Фрейндлих.
Заглавный герой — владелец рыбного ресторана в Нью-Йорке, примерный семьянин и даже немного поэт (он пишет стишки о пользе рыбы для меню своего заведения) 47-летний Барни Кэшман.
Фото: пресс-служба театра «Арлекиниада»
Ресторатор приглашает в квартиру пожилой матери, пока та занимается благотворительностью, по очереди трех женщин (их по рекомендации автора играет одна актриса), чтобы наконец-то разнообразить свою пресную жизнь подобием адюльтера. Однако все три попытки романтического свидания обречены на неудачу.
Пьеса Саймона довольно многословная и порядком устаревшая, а потому режиссер Юлия Вершинина и актеры Юлия Железняк и Олег Невежин, с одной стороны, решительно сократили текст, а с другой — осовременили и примоднили (скажем, сменив название на «Фишинг» — в переводе с английского это не только рыбная ловля, но и выуживание нужной информации). Спектакль, который создатель и худрук «Арлекиниады» Вадим Демчог назвал «театральным комиксом», идет час с четвертью и немного напоминает сеанс коллективной психотерапии.
«Рийстафель, техно и страна чудес» Независимый театральный проект
Зрелище с трудно запоминаемым названием играют в одном из паназиатских ресторанов в центре столицы. Того требует сюжет. И это не только иммерсивный спектакль, вписанный в обеденный зал с барной стойкой и обеспечивающий эффект присутствия, но и гастрономический: зрителям по ходу сюжета приносят пять блюд и щедро подливают просекко. Тем, кого не впечатлит театр, точно понравится кухня.
Но вот рийстафелем, давшим название спектаклю, угощать не будут. Ведь это не блюдо, а целый комплексный обед, типичный для индонезийцев, где в центре — большая порция риса.
Фото: пресс-служба спектакля
Именно его изо дня в день и заказывает по вечерам одна странноватая гостья, а вот почему она это делает, на то есть несколько версий.
Молодой и склонный к экспериментам режиссер Габбилен Галычев адаптировал рассказы американских фантастов Роберта Шекли и Клиффорда Саймака, перенеся действие в Москву и русифицировав трех персонажей: шеф-повара и владельца небольшого кафе (Дмитрий Асташевич), официанта и одновременно диджея (Роберт Захарян) и посетительницу (Мария Реннер). Все они рассказывают абсурдную историю по очереди и со своей колокольни, как в знаменитом японском фильме «Расемон». Есть еще и четвертый участник, наделенный монологом, — это чудо техники, умная колонка Алиса, и у нее тоже своя правда...