Петербургский театральный бомонд "прошелся" по "Золотой маске"

В Петербурге вручили "Золотые софиты" за сезон 2014-2015.
Это ежегодная высшая театральная премия города, учрежденная в 1995 году.
Вручение премии "Золотой софит" в Санкт-Петеребурге


Весело и остро

Церемония проходила на сцене ТЮЗа имени Брянцева. Ее режиссером в этом году выбран Александр Баргман. Себе он взял роль ведущего и в команду пригласил друзей - актрису Молодежного театра на Фонтанке Ирину Полянскую (настоящая звезда "капустников"!) и великолепного актера, режиссера Сергея Бызгу. Получилось "народное экспертное трио": Сергей Бескомпромиссный, Ирина Протеже и Александр Однако. Благодаря непревзойденным любимцам публики праздник прошел очень весело. Не было тягомотных, занудных, одинаково скучных речей и номеров. Остроумно шутили, оттого смех и аплодисменты не умолкали… Пригласили студентов курсов Григория Козлова, Сергея Бызгу - и не прогадали: будущее театрального Петербурга - дивное, блистательное.

Зал битком (как говорят в театре - "на люстрах висят"), все друг друга знают, радостно целуются, собралась театральная элита, многие пришли большими коллективами, только и слышно: "Вот наши!"

- Сегодня будут вскрыты все нарывы на телах наших петербургских театров,- объявили ведущие.- Обиженных будет много - на нас и на весь мир.

Прошлись по "Золотой маске", "давно обесценившейся московской младшей сестре". У нас-то все в порядке, дескать, тьфу-тьфу! Предложили номинационному совету ввести новые номинации: "Качественный режиссерский бред", "Лучший упорный традиционализм" (пусть это архаика, но она качественная!), "Лучшая выспренняя развлекательность". И почему бы не перенять опыт у "Маски плюс" - и ввести у нас "Софит минус"?

Статуэтки лауреатам вручали исключительно артисты: Сергей Мигицко и Ирина Мазуркевич, Ирина Соколова и Николай Иванов, Николай Мартон и Татьяна Пилецкая, Ирина Перрен и Василий Герелло, Андрей Ургант и Борис Смолкин, Янина Лакоба и один режиссер - худрук БДТ имени Товстоногова Андрей Могучий.

Уже ожидаемо, традиционно, понятно, что большинство главных наград заберут Мариинка, театры Льва Додина и Бориса Эйфмана, а еще Фокин. Действительно, 4 "софита" ушли в Мариинский театр, два - к Эйфману. Но триумфатором церемонии по разделу "Драматические театры" - четыре статуэтки за один спектакль! - стал Театр имени Ленсовета, его главный режиссер Юрий Бутусов, поставивший комедию "Город. Женитьба. Гоголь": лучший спектакль на большой сцене, лучшая работа режиссера, лучшие женская роль (Анна Ковальчук - Агафья Тихоновна) и актерский ансамбль (Сергей Мигицко, Евгений Филатов, Александр Новиков). Почему-то ни в одну номинацию не попал спектакль БДТ "Пьяные" по пьесе Ивана Вырыпаева, постановка Андрея Могучего, ставшая настоящим событием сезона - правда, не для экспертов "Золотого софита".

Не остались незамеченными режиссеры Анджей Бубень, Олег Леваков, Яна Тумина, Петр Шерешевский, Алексей Лелявский (кукольный театр).

Заслуженную награду присудили великолепной Ульяне Лопаткиной, приме-балерине Мариинского театра, за роль в спектакле "Маргарита и Арман". 20 лет назад она получила первый "Золотой софит" - за лучший дебют на петербургской сцене.

Вознаграждена за свои успешные постановки - мюзиклы и оперетты - Музкомедия: три спектакля названы в 9 номинациях и взяли три "Золотых софита". Обошли стороной премьеры Михайловского театра "Манон Леско" и "Трубадур".


Самый лучший вклад!

Вера Карпова, народная артистка России, лауреат премии "За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга":

- Не успела оглянуться - и уже 60-й год я в моем любимом, единственном театре - знаменитой акимовской Комедии... Николай Павлович Акимов в 1956 году возвращался в свой театр Комедии после "изгнания". Побывав весной на выпускных экзаменах в училище имени Щукина при Вахтанговском театре, пригласил в свою труппу троих - Шуру Ширвиндта, Инну Ульянову и меня. Конец июня, жара, по Невскому идут женщины-модницы в разноцветных платьях из штапеля с рукавами-фонариками... Я с дипломом училища открываю дверь театра, меня берут за руку: "Вас ждут на репетиции в 52 аудитории. Срочно бегите на пятый этаж". Поднявшись в репетиционный зал, я просто обомлела! Там сидели... дамы и господа, совершенно непохожие на обычных ленинградцев. Загадочно улыбнувшись, Елена Владимировна Юнгер сказала мне: "Проходите, проходите!". Владимир Усков произнес: "Кто это к нам? Молодое поколение!". Красавцы Иосиф Ханзель, Глеб Флоринский (он, как режиссер, восстанавливал спектакль "Опасный поворот" Пристли), "ретро-дама" Евгения Волкова. Я попала в другой мир! И через месяц "с перепугу" сыграла свою первую роль - Бэтти, молодую женщину с биографией. Ведь показываясь в театр, я играла мальчишек или наивных девушек. Дальше было много интересной работы: Маруся в "Повести о молодых супругах", Марья Антоновна в "Ревизоре", Она в "Рассказе одной девушки", Аннунциата в "Тени", Лиза в "Льве Гурыче Синичкине", Оливия в "Двенадцатой ночи", Лидия в "Свадьбе Кречинского", Ниночка в "Пестрых рассказах"...

Нас, молодых, приняли с любовью и надеждой (труппа давно не пополнялась молодежью, а девочек играли зрелые актрисы). Театр сразу стал для нас любимым домом. Постоянные обсуждения спектаклей, читки новых пьес, знакомство с зарубежной литературой, встречи с интересными людьми... Акимов таскал нас по мастерским "запрещенных" тогда художников. А рассказы Николая Павловича после его возвращения из-за границы, которые иногда собирали целые залы! Молодым актерам тоже хотелось "подтянуться". Мы прочитывали все "толстые" журналы, ездили на премьеры в Москву. Если в городе открывалась выставка Пикассо, а ты не посетил ее, или появлялась полемическая книга, а ты ее не прочел, то уже был неинтересен нашему режиссеру на репетиции. Мы бросились изучать французский язык. Н.П. говорил: "А вдруг мы в Париж поедем?". В 60-е годы акимовский театр гремел не только на весь Союз, но и на всю Европу. Говорили, что не побывать в этом театре на спектакле, у Николая Павловича в кабинете - значит, не побывать в Ленинграде.

11 лет с Акимовым. Это особое, неповторимое время. А потом были встречи с интереснейшими режиссерами - Вадимом Голиковым, Петром Фоменко, Михаилом Левитиным, Романом Виктюком, Юрием Аксеновым.

И вот мне дают главную театральную премию Петербурга за "уникальный вклад…". У меня всегда со вкладами было туго. Будучи школьницей, я мечтала о взрослом велосипеде, но случилась денежная реформа, и вместо велосипеда мама купила себе перчаточки, а нам троим - по мороженому. Потом я снялась в фильмах "Улица полна неожиданностей" и "Неподдающиеся". Получила права и хотела купить машину. Мама сказала: "Ну зачем тебе маленький "москвичок"? Снимешься еще - и купишь "Победу". Но… снова реформа, в результате я купила велосипед. Затем еще многое было. И наши ваучеры, вложенные в конный завод, умчались вместе с жеребцами. И только единственный "банк" - наш дорогой СТД - сохранил мой "вклад" в течение 60 лет и вернул его не рублем и не долларом, а чистым "золотом".


Справка "РГ"

Лауреаты "Золотого софита" определяются тайным голосованием. Участниками премии являются государственные драматические, музыкальные, кукольные и негосударственные театры Санкт- Петербурга. Номинационный совет формируется ежегодно из ведущих актеров, режиссеров, художников, которые не являются претендентами на соискание премии данного театрального сезона. Председатель - народный артист России Николай Буров. Председатель Оргкомитета - народный артист России Сергей Паршин.
Автор
Текст: Светлана Мазурова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе