Под сению кулис, или театр – дело живое…


30 сентября ректор Ярославского театрального института, профессор, заслуженный артист России Сергей Куценко отмечает свой 60-летний юбилей
Его мама, Лидия Ивановна, бредила театром. У нее был чемоданчик с фотографиями великих советских артистов, собирать фото-открытки и портреты актеров тогда было очень модно. Отец - фронтовик с боями прошел Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию… В Венгрии, при форсировании Дуная был контужен … Вернулся в Днепропетровск, откуда был родом. И поступил в театральное училище, где и встретил свою будущую жену.

А папа жив - ему в ноябре – 90 лет, фронтовики - люди крепкие…  В ноябре Сергей Филиппович поедет к отцу на его юбилей, дай Бог ему здоровья.… В 1948 году родилась его сестра-  Надежда Филипповна,  она пианистка, окончила Харьковскую консерваторию.  В 1953 году появился на свет Сергей.  

Его родители были актерами украинского музыкально-драматического театра.  Надо ли объяснять, что такое жизнь ребенка в актерской семье?  , Может быть, самые проникновенные слова об этом сказал Пушкин: «Там, там, под сению кулис, младые дни мои неслись….»  Раннее детство было в Виннице, в Прикарпатье, где своеобразный язык, с мелодикой польско-венгерско-румынской речи,  а юность проходила в шахтерском Луганске…. По вечерам он пропадал в музично-драматичном театре, где играли его родители. «Тарас Бульба», колоритные украинские  комедии  «Наталка Полтавка», «Ой, не ходи Грицю, тай на вечерницю», «У недилю рано зилля собирала», «Сватанье на Гончаривце», «Запорожец за Дунаем»  Отец хорошо пел, у него была заглавная роль  в «Запорожце».. . До сих пор Сергей помнит на память все его партии, как и все лирическое пространство этого поэтического театрального мира.  


«СЫНОК, Я НЕ БАБА ЯГА,  - Я ТВОЯ МАМА!»


…Давали сказку, и он вдруг не узнал маму на сцене.  Кинулся к ней в гримерку.  Его переполняла огромная нежность к маме – и страх…

- Сынок, я твоя мама!

У нее был страшный нос, вставленные огромные зубы, и Сергей страшно испугался…Может быть, маму заколдовали?..

- Ты не мама, ты Баба-Яга!…

- Я твоя мама!  -  смеясь, сказала Лидия Ивановна, отклеивая нос из гуммоза, и становясь самой родной мамой на свете.  Так впервые мальчик узнал волшебство театра, его простодушное коварство и его добрый свет…

И когда встал вопрос о его будущем, ничего другого, кроме театра, он не мог представить….  Хотя  любил в физику – механику, электричество, то, что можно ощутить в жизни, пощупать своими руками, сделать и смастерить.  Дома он чинил электрические утюги, старые, еще со спиралью, как будто знал, что хозяйственные мужские заботы когда-то лягут на его плечи – и в театре, и в институте. И дома…

Театральный курс в Воронежской Академии искусств набирали московские профессора – Ольга Ивановна Старостина (ГИТИС) и Борис Григорьевич Кульнев (в недавнем прошлом ректор знаменитой  «Щуки»).  Кульнев  был учеником и актером у  Мейерхольда,  Ольга Ивановна училась у Николая Хмелева. Пересечение школ и направлений было замечательное.  Кульнев давал уроки биомеханики – по Мейерхольду. Ольга Ивановна передавала заветы мхатовской школы.  –Актер не только техник или «мастер», - говорили учителя, актер переживает роль, формирует ее в образ, и техника – только средство выражения всей внутренней работы артиста…

Все это сказалось потом в творческой судьбе артиста Сергея Куценко.

В Ярославль Сергей Куценко приехал вместе с Глебом Дроздовым, возглавлявшим Воронежский, а потом и Волковский театр .

Каждый возраст, в котором он пребывал, носит на себе некую «узловую печать».  В 32 года сыграть Яичницу – в спектакле Глеба Дроздова «Женитьба».  На худощавого Сергея надевали, говоря условно,  сто двадцать толщинок!   В ортопедической мастерской заказывали сапоги! С «косками» - супинаторами, плюс каблуки и платформа 8 сантиметров! Он был громадный и неуклюжий, этот гривасто-бакенбардный Яичница, с жутко кривыми ногами -  в сапоги был вставлен поролон, дабы скривить ноги в дугу. И вдруг за три  часа до премьеры Дроздов приказывает Сергею сбрить его натуральную бороду! И он - в гримерке сам  сбривает!  Его ученица, Марина Тимченко (тогда Зенкина) бегала в массовке  студенткой.  Куценко в кулисе ждал своего выхода, она смотрела на него безмолвно и не понимала, кто перед ней…  Вопрос, который вырвался из ее груди, он не забыл до сего времени, так он был нелеп. – Кто мы? – спросила она нездешним голосом, не узнав своего мастера, учителя.  Отсутствие бороды меняет лицо. А роль Яичницы Сергей очень любил…

Сергей Куценко  вошел в театральную жизнь Ярославля в 1984 году -  сразу и навсегда. В распахнутое пространство Волковской сцены, на ее подмостки явился ловкий и сильный, молодой и энергичный, задорный лицедей — обладающий умением через себя и собою, своими рассчитанными, стремительными движениями, выражать весь мир. Он был весел и свободен, этот комедиант, свободен от косной среды, от цепкой власти вещей, от старой, затхлой театральной пошлости. Его крепкое, тренированное тело, радостная комедиантская игра, подчинявшая себе время, пространство и материю, обладала многими универсальными смыслами. Он побеждал и побеждает на сцене особым, только ему присущим сценическим обаянием, его Оргон и Фамусов – смешны, но смешны по-разному. Насмешливые интонации становятся угодливыми или угрожающими, в зависимости от обстоятельств,  играет он легко, понимая законы ритма, становясь мастером интонации,   испытывая радость пребывания в роли, передавая зрительному залу свой темперамент и понимание жанра…  В «Женитьбе» Глеба Дроздова (1986) был отсвет трагедии. Жило озорство режиссера – хор чиновников во главе с Яичницей пел: «Не думай о секундах свысока…» В этом спектакле играли выдающиеся актеры, дарование которых раскрыл Дроздов. Среди них был и экзекутор Яичница – Сергей Куценко, устрашающий хозяин мира, с повадками Значительного Лица.

В «Ревизоре» Куценко играл Артемия Филипповича Землянику – с услаждающими ужимками, с купюрами, обмотанными вокруг пальца руки в рулончик, с рассыпанными банкнотами и ползанием по полу, когда он  собирал деньги для Хлестакова, как грибы в лесу, как россыпь лисичек……

Зрители любят Сергея Куценко в его ролях – острослова и балагура, героя с щедрой душой, распахнутого и открытого, хлебосольного и гостеприимного, справедливого и требовательного, лукавого и провокационного.  

Ярко, концертно, с точным ощущением времени был сыгран Куценко приказчик Наркис  в «Горячем сердце» Островского, поставленном в жанре карнавально-трагической «Прохиндиады» (постановка Сергнея Яшина).   Ухватистая цепкая наглость Наркиса, скрывала замашки жалкенького человека, возомнившего себя не менее, как Наполеоном.  Попав в нешуточную переделку, в плен к «разбойникам» (которые кажутся ему настоящими!) — Наркис обнаруживал изворотливость иезуита, удивительное проворство мысли, готовой убедить окружающих в том, что грабить — не только дозволено, но… вполне благородно. Куценко относился к своему герою с сарказмом, и вдоволь смеялся над ним вместе со зрительным залом.

— Что ж вы не грабите? — удивлялся Наркис, глядя на разбойников. — Это вы напрасно… вы нашего народу не знаете. Наш народ простой, смирный, терпеливый народ, я тебе скажу, его можно грабить…

Граф Толстой в «Детоубийце», доктор Телемахов в спектакле «Профессор Сторицын» (постановка В. Воронцова,1991)  Воронцов умел «доставать до кишок» и вынимать из актера  то, что он  сам в себе еще не изведал…  Воронцов ставил спектакль о крушении огромной страны. В доме Сторицына падали стены.  Разрушался мир!  Доктор – С. Куценко  был подготовлен к этим катастрофам, пытался предупредить их, но не мог. Он ставил диагноз Сторицыну, горько и беспощадно.


ТЕАТР  ОБЖИГАЮЩЕЙ ПРАВДЫ.

ПРОФЕССОР КУЦЕНКО

 

В театральный институт Сергея Куценко привел тоже Глеб Дроздов, пригласив его к себе вторым педагогом на курс, которым он руководил. Дроздов выпустил курс заочников-актеров -  это был целевой набор 30-35 –летних волковцев, окончивших в свое время училище и не имеющих высшего образования.  Постепенно Сергей Филиппович стал руководителем  - мастером актерских курсов. За его плечами уже шесть выпусков, теперь его ученики – составляют его седьмой курс… «Театр ХХI века, - учит своих студентов Сергей Филиппович, -  рождается  в  смелом столкновении разнородных стилей, приёмов и выразительных средств, это могут быть разные типы театров - театр психологический, театр поэтический, театр условный, театр абсурдистский, театр постдраматический, театр социальный – но только одно условие необходимо -  театр, каким бы он ни был, должен поражать зрителя обжигающей правдой о человеке и мире».  При этом для профессора Сергея Куценко крайне важна попытка совмещения импровизационного самочувствия актера, возникающая  — от ощущения радости  самой игры. Он говорит ученикам,  как важно самовыявление личности  на сцене, как возникает  игра -  вдохновение .Педагог воспитывает учеников собственным примером,  они видят, какой огромный труд – каждая новая роль,  каждую фразу роли мастер оттачивает  до музыкальности.  Взрыхляет роль, ища ее истоки и контексты…. У каждого курса Куценко свое неповторимое лицо.  94 % его выпускников работают по специальности – и театр, и телевидение, и радио, и кино…               

 ДОЛОЙ КУПИДОНОВ И НИМФ!

РЕКТОР  КУЦЕНКО

Он никогда  не ставил себе задачей быть ректором – для него было огромным счастьем  преподавать, учить, передавать опыт. И двадцать лет  заведования кафедрой мастерства актера , с его точки зрения, было  более чем достаточно, чтобы реализовать себя…  Но жизнь сложилась так, что надо было принимать вуз.  Опыт у Куценко уже был немалый  - в течение нескольких лет он  был проректором по учебной, творческой и воспитательной работе. 

Ему достался разваленный корпус театрального института, Учебный театр - и крыша, готовая рухнуть  на головы людям. Трещали стойки и швы,  и 40 тонн битумного перегруза грозили обрушением и бедой. Заляпанные плесневой сыростью стены, заплатанный линолеумный пол….

Нужен был ремонт общежития. Куценко ходил, убеждал, доказывал, очаровывал…  У него есть то, что называется обаянием и харизмой. Он отстоял здание театрального института,  выхлопотал средства на ремонт.

 Проектанты ошеломляли проектами  -входные двери из  калиброванного дуба,   - 6 миллионов!  Купидоны и лепнина на потолке Учебного театра!  Нимфы на стенах! Тумбы в фойе с мраморными чашами…  - Долой купидонов и нимф! – воскликнул он.  – Долой чаши!  -

И начал переделывать уже утвержденный проект! И сэкономил государству  8 миллионов рублей. Каждый день и час школил строителей.  Теперь холлы, фойе, аудитории института не узнать. Учебный театр  -  Лицо вуза, с замечательной сценой и зрительным залом.  Короче, ректор - рачительный хозяин вуза,  заботливый и внимательный отец студентам, требовательный руководитель.  Профессор, заслуженный артист России, знающий традиции, историю и направления, по которым должна развиваться Ярославская театральная школа.

- А каков качественный срез Вашей Ярославской театральной школы? – спросили ректора в Министерстве культуры.

- Качественный срез? – переспросил он.

И перед членами коллегии Министерства культуры России – легла россыпь открыток с известнейшими медийными лицами. - Вот они, - сказал Куценко. – Вот они, наши выпускники… Анна Самохина, Андрей Болтнев, народный артист России Юрий Цурило, профессор, народная артистка России Антонина Кузнецова,  народный артист Росси Виктор Гвоздицкий,  художественный руководитель Волковского театра, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат «Золотой Маски» Евгений Марчелли, Владимир Толоконников (Шариков в «Собачьем сердце»),  звезда столичной сцены Ирина Гринева,  мастер эстрады  Сергей Крылов, кинозвезда Анна Яновская, герои фильмов -  Александр Робак, Роман Курцын, Сергей Шарифуллин («Морской патруль»), Сергей Друзьяк, Владимир Гусев,  да разве всех перечислишь?... Впрочем,  вот - декан Щукинского института - Владислав Терещенко – тоже наш…

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе