Помеха ль Гименею геморрой

В Ярославском ТЮЗе премьера. Здесь дают «Единственного наследника». 

Это последняя и популярнейшая комедия Жана-Франсуа Реньяра. Знаменитый французский комедио-граф, последователь Мольера, написал ее за год до смерти, в 1708 году, в Париже. Родившийся в семье богатого торговца, он был кутилой, повесой и игроком, что, впрочем, не мешало ему мастерски бичевать людские пороки. 

Режиссер спектакля Анатолий Слюсаренко известен не только в России, но и за рубежом. Он живет и работает в Геленджике. Диапазон его постановок достаточно широк - от Чехова до Мольера. «Единственный наследник» - комедия дель арте с масками, гримом, трюками, буффонадой, переодеваниями, забавными совпадениями, комическими диалогами. 


Постановка выдержана в классическом духе, если не считать вставленного монолога доктора из Мольера. Фраза «Выгодней бесплатно умереть, чем жить при бешеной такой дороговизне» звучит весьма современно. За три века, оказывается, мало что изменилось. 

Что касается сюжета, то он тривиален. Богатый одинокий старик, разбитый болезнями, вокруг которого, как докучливые мухи, вьются шальные молокососы-наследники. Шельмы с острым нюхом на денежки только и ждут, когда дедуля испустит дух. Но тот выкидывает неожиданный фортель - надумывает жениться и родить себе прямого наследника. Маркиз Жеронт (Василий Малов) - этакий гибрид дядюшки Скруджа и Славы Полунина с ватой в ушах и отнявшейся рукой. Мучимый недержанием, он то и дело бегает на горшок. Сватовство прерывает урчание возбужденного кишечника. Причем звуки трубы за кулисами легко можно принять за сам процесс. Его любимый племянничек Эраст (Алексей Перчук) - красавчик-душечка - выделывает на сцене такие па, которые не снились и Рудольфу Нуриеву, только остроносые туфли с бантами в воздухе сверкают. И при малейшем расстройстве падает в обморок, что при его брутальной внешности вызывает гомерический хохот. Хороша и служанка Лизетта (Анастасия Колпащикова) - прелестная распутница, острая на язычок. Ее кульбиты в кружевных панталончиках и пышная грудь заставили дрогнуть не одно мужское сердце. А дружок Лизетты Криспен (Илья Колесов) в облике племянницы из Турени напоминает Верку Сердючку. Музыки в спектакле мало, если не считать звуков похоронного оркестра в финале. Ее c лихвой заменяют балаганно-визгливые голоса актеров. И, конечно, смех - добродушный, заразительный, лукавый, язвительный. В этом смехе нет горечи и сарказма, но он таит в себе искрометную, жизнерадостную силу. 

Анастасия СОЛОВЬЕВА

Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе