Постепенно все как-то органично заползают в шкаф Григорий Добрыгин

Григорий Добрыгин, которого мы все знаем по главным ролям в “Как я провел этим летом” и “Черной молнии”, поставил в театре имени Маяковского свой первый режиссерский спектакль. Пока идут премьерные показы “Лайкейской”, мы поговорили с молодым режиссером о том, какой она получилась.


Сколько у вас было времени на репетиции «Лакейской»?


На самом деле это уже давнишняя история: сейчас я студент четвертого курса мастерской Олега Кудряшова, а начали мы делать эту работу на третьем. У нас был семестр Гоголя, когда все режиссеры должны были сделать свою работу по этому автору — я остановился на «Лакейской». Работа быстро сложилась. Вышла

40-минутная версия, которую мы показали на кафедре режиссуры, и мастер предложил нам сделать спектакль. Тот первый показ мы играли в раздевалке, в шкафу…


Это оттуда взялся шкаф как декорация или вы с самого начала его придумали и поэтому специально в раздевалку действие перенесли?


Шкаф был придуман: играть «Лакейскую» в раздевалке было логично и правильно, а это пространство само предложило нам шкаф. С самого начала была идея поместить в него часть героев, но постепенно как-то органично в шкаф заползли все.


Мы сыграли несколько раз, потом на режиссерском факультете случился пожар, наша раздевалка сгорела, и мы благополучно забыли про эту историю. Спустя несколько месяцев я встретился с художественным руководителем театра Маяковского Миндаугасом Карбаускисом, который предложил перенести спектакль в пространство театра. Мы понимали, что для малой сцены это слишком камерная работа. Строить специально там шкаф было странно — получилась бы претенциозная декорация. Нам нужно было пространство, похожее на эту нашу маленькую комнату-раздевалку.


То есть вот этот шкаф в репетиционном зале, где вы будете играть спектакль, вы не строили специально?


Строили. Он воссоздан, но от него ощущение такое же… нет ощущения сцены. Это просто репетиционное пространство и простой шкаф для реквизита.


Я даже не заметила его, когда вошла.


Вот и отлично. Там в будние дни будет лежать частично наш реквизит, частично тех, кто репетирует в этом пространстве — в этом есть такая специальная случайность.


Удобные декорации.


Ну да.


Так сколько вы уже репетируете?


Репетируем катастрофически мало. Работа расширяется, такая редакция номер два, как бы смешно это ни звучало у студента — вторая редакция спектакля спустя год. Но так это и происходит. Я редактирую действие, насыщая его новыми сценами, подробностями, появилась такая документальная часть как вербатим. Это монологи сегодняшних героев сферы обслуживания — реальные монологи, которые актеры собрали сами. Для того, чтобы понять что-то большее про произведение, про эти пять страниц Гоголя, мы решили отправиться в экспедицию в те места, где эти люди живут, служат, работают. Актеры брали интервью у официантов, охранников, водителей, уборщиц.


Рассказывали им, для чего?


Да, рассказывали. В вербатиме самое правильное — честность в подходе к сбору материала. Мы рассказываем героям, что мы делаем и для чего. Люди открываются, искренне говорят о том, что их волнует. И когда ребята собирали материал, каждый побеседовал со своим героем, которого еще важно было найти, потому что не каждый станет говорить о том, что он думает и чувствует на самом деле. Они взяли интервью у этих людей, а потом принесли их на репетицию. Мы читали их друг другу, были в шоке и восторге от колорита, который эти персонажи в спектакль привнесли. У него появилась заключительная часть, которая возвращает нас в сегодняшний день. Гоголя мы не очень извращали и коверкали, старались сохранить текст, который у него есть на этих пяти страницах, но так как это произведение не дописанное (это часть незаконченной гоголевской пьесы «Владимир третьей степени»), мы позволили себе его дописать сегодняшним днем.




А какой-нибудь из этих монологов вы принесли туда?


Я — нет, только актеры. Это такой способ, когда актер идет и делает все сам, а потом зачитывает монолог, который добыл. Потому что именно в таком случае это ближе, это по-настоящему. Ведь когда берешь интервью, ты записываешь все это на диктофон, с диктофона сам расшифровываешь на тетрадь, постепенно становишься все ближе и ближе с каждым прослушиванием: нужная интонация у тебя уже в голосе. В любом театральном вузе есть раздел «наблюдение за людьми», но эта техника от него отличается. Тут больше деталей и подробностей: вместе с текстом ты погружаешься в характер и потом довольно убедительно воспроизводишь текст, который ты сам переработал, тщательно и внимательно.


У вас сейчас анонсировано всего три показа в ноябре и несколько в декабре. А какие еще перспективы для тех, кто не успеет посмотреть спектакль сейчас?


Если это будет хорошая, интересная работа, я надеюсь, что театр включит ее в регулярный репертуар. Мы сейчас, по сути, ставим эксперимент с выбором сеансов (показы «Лакейской» идут нестандартными сеансами в 15:00 и 22:00. — Interview). Мы зависим от большой сцены, так как мы громкие, и, чтобы не помешать спектаклям, которые идут там, мы играем в необычное для театров время.


Это первый раз, когда театр работает с таким расписанием?


Не знаю, но мне кажется, что мы первые и с такими сеансами, и в этом зале, который использовался совершенно в другом качестве и виде. Он был отремонтирован Сергеем Куцеваловым, архитектором, который делал ремонт на третьем этаже в ГИТИСе, где мы делали «Лакейскую» год назад: тот же белый сбитый кирпич, вся эстетика, в которой мы привыкли ее играть, сохранена. Насколько я знаю, до нас тут спектаклей никто не играл. Возможно, здесь будет еще что-то происходить — возможно даже, что это будут наши новые спектакли.


Как вы переделывали текст, чтобы пять страниц превратились в час актерской игры?


Придумывали этюды вокруг, находили свой язык — ведь не обязательно все пять страниц выпаливать в первые десять минут. Ведь все происходит между строк, в паузах.


Ваши актеры всегда играют один и тот же текст или находится место для импровизации?


Текст — конечно. Это необходимость, это то, почему Гоголь стоит как автор и никто рядом в этой графе не стоит. Мы просто обрамляем его. У нас, например, есть один лакей — он у Гоголя не выделен, а в нашей версии наделен большими возможностями. Он цитирует Гоголя в принципе, он знает Гоголя — всего. Он знает того Гоголя, которого знает весь зал. Может выдать неожиданную цитату. Интересный получился персонаж. Его играет Павел Пархоменко.


Смешной получился спектакль?


Как сказать. Прошел же год, все выросли теперь… в институте было смешно. Но институтское пространство — оно всегда позволяет больше и дает право на ошибку. То есть ты как актер, как режиссер имеешь право на вольность. А когда ты приходишь в репертуарный театр, здесь вроде созданы тоже условия, что мы все можем ошибаться, но мера ответственности все-таки другая. Как будет здесь — увидим.


Вы довольно много времени проводили не в Москве в последние месяцы, снимались у Корбайна. Мы пытались вас найти, а нам все время отвечали, что вы в Лондоне.


У Корбайна я снимался уже год назад. А в Лондоне я снимался у Кевина Макдональда, режиссера фильма «Последний король Шотландии». Летом мы снимались с Константином Юрьевичем Хабенским, Сергеем Витауто, Пускепалисом, Джудом Лоу, Скутом МакНэйри и прекрасным Беном Мендельсоном.


Мендельсон! Замечательный актер. Очень жалко, что ему не дают главных ролей нигде.


Да-да. Это лучший, фантастический артист и прекрасный человек, с которым мне довелось познакомиться и общаться. А с Корбайном съемки были уже год назад. Но я, к сожалению или к счастью, стараюсь не говорить пока про эти проекты, потому что это уже мое актерское будущее. Когда они выйдут, тогда и будет повод про них рассказать подробнее, больше, интереснее — а сейчас для меня интереснее спектакль и режиссура. Вот когда они выйдут, будем встречаться и говорить про кино.


Хорошо, я к вам каждый раз буду приходить брать интервью.



Фото: Дмитрий Шумов


Показы «Лакейской» в театре им. Маяковского: 28 ноября в 18:00, 3 декабря в 21:30, 19 декабря в 21:00. Подробности и информация о дополнительных сеансах — на сайте театра. 


http://www.interviewrussia.ru/art/2953

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе