Право на свободу

НА ОСНОВНОЙ СЦЕНЕ ТЕАТРА ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА ЗРИТЕЛЯМ БЫЛ ПРЕДСТАВЛЕН УНИКАЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ-КОНЦЕРТ «РОК. ДНЕВНИК АННЫ ФРАНК».

В своем дневнике Анна Франк, еврейская девочка, уроженка Германии, после прихода Гитлера к власти скрывавшаяся с семьёй от нацистского террора в Нидерландах, писала: «Когда закончится война, и мы выйдем из убежища, отец даст мне 100 гульденов. И я непременно куплю себе две школьные юбки, башмаки по размеру, пять пар нижнего белья, три пары теплых чулок, одно нарядное платье, дюжину носовых платков…»


Анна Франк, ее сестра Марго, мама, друг и еще миллионы человек (самых разных национальностей) не увидели окончания войны. Девочки не превратились в девушек, мальчики не успели стать мужчинами. Кто-то погиб на фронте, сотни тысяч мирных жителей умерли от голода, холода и бомбежек во время блокады, и многие-многие-многие, в том числе сама Анна, не вышли из концлагерей.

Анна Франк стала своего рода символом Холокоста. А ее дневниковые записи — свидетельством против нацизма. Хотя ужасы войны для Анны, скорее, события «за сценой». Она регулярно пишет о сводках новостей, продвижении русских к центру Европы, освобожденных городах и так далее. Но щемящая тоска и осознание катастрофы приходит к читателю и зрителям спектакля через мелкие детали. Через горечь слов ребенка «мы тут, в Амстердаме, изгнанники, мы же немцы… хотя Гитлер нас уже лишил гражданства». Через мечту о паре теплых чулок и ботинках по размеру. Или через трогательное описание нежных отношений с ее другом Якобом и надежду выйти с ним за руку в цветущий сад.

Смысловой центр спектакля не война, а человек. Девочка. Подросток. А дневник — отражение ее маленького, сжатого размерами комнат убежища, и в то же время такого огромного мира. За несколько лет жизни взаперти у Анны происходили самые разные открытия, эмоциональные потрясения, диалоги с людьми, книгами и самой собой. Первая влюбленность, первый поцелуй, первые месячные, ссоры и наблюдения за внешней жизнью через окно — все это находило свое отражение в дневнике.

«Этот материал, мне кажется, — очень личный, очень мощный и очень важный: про свободу и про отсутствие этой свободы…», — говорит Виктория Исакова, актриса театра Пушкина, главная и практически единственная профессиональная актриса в спектакле. «Рок. Дневник Анны Франк» можно было бы назвать моноспектаклем, если бы не то, какую важную роль играют в нем музыканты. За звук и создание подлинно откровенной атмосферы в постановке Семена Серзина отвечает музыкальный состав групп «АукцЫон», «ДДТ» и «Аквариум».  Все мелодии в спектакле — отчасти вариации на тему песен «АукцЫона», отчасти — специально сочиненная и созданная во время репетиций музыка. Поэтому в афише театра постановка была заявлена как «спектакль-концерт».


Соединение театра, концерта и дневника Анны сначала кажется зрителю неожиданным. Но за полтора часа действия становится ясно: эта компиляция не только логична, но даже необходима. Потрясающая откровенность и глубина подростка, конечно, роднит рок-музыку и дневниковые записи, но еще интереснее наблюдать, как разрозненные части объединяются в целое благодаря личности, голосу и таланту Исаковой. Ее великолепно оттеняет видеоряд на проекторах, которыми зонировано пространство сцены. Там по ходу действия появляются и на секунду приковывают внимание то огромные цифры 1942, то желтые звёзды с кривым Jude, то живые и любопытные детские глаза-вишни.

Спектакль не подчинен хронологическому порядку. Скорее, идет даже в обратной перемотке. От пронзительной нервной радости под громкую музыку («дела на фронте идут прекрасно, русские уже прошли пол-Европы») назад, к первым страницам дневника.

Первый раз Виктория Исакова выходит к зрителю в гротескном гриме: выбеленное лицо, черный, угольный контур глаз, криво нарисованный красным рот. Появляется и смывает этот «верхний слой» прямо на сцене. Остается человек без маски. Со своим настоящим лицом и душой, которую Анна полностью обнажает в дневнике. По сути, подростковый максимализм и откровенности девочки и дали создателям спектакля карт-бланш на личную бескомпромиссность в спектакле. Выбор фрагментов, кстати, тоже одна из «свобод» создателей – контрасты проницательности и категоричности, целомудрия и бесстыдства, разговоры об устройстве женского тела и национальной идентификации.

И, если немного отстраниться от основного повествования, можно увидеть, что этот спектакль по сути и есть утверждение права на свободу. Свободу человека, его мысли и слова.

Спектакль прошел один раз, 12 мая 2019 года, и посвящен Насрин Сотуде — иранской правозащитнице, которую приговорили к 38 годам тюрьмы и 148 ударам плетью 11 марта 2019 г.

Автор
Анастасия Недумова, Фото: Елена Морозова /Театр им. Пушкина
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе