Программа 22-го Международного Волковского театрального фестиваля

XXII Международный Волковский театральный фестиваль пройдёт в Ярославле с 17 по 25 сентября 2022 года под девизом: «Русская литература на сцене Первого Русского театра». 

Организаторы фестиваля: Российский государственный академический театр драмы имени Фёдора Волкова при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Ярославской области.


17 сентября пройдёт Торжественное открытие фестиваля. В этот день будет показан спектакль Театра им. Федора Волкова (г. Ярославль, Россия) «От Некрасова до Некрасова». Он был поставлен театром к юбилею Николая Алексеевича Некрасова, нашего выдающегося земляка, при поддержке историко-культурного комплекса «Вятское» и его создателя, лауреата Государственной премии РФ Олега Жарова. Премьера состоялась 10 декабря прошлого года – в день 200-летию со дня рождения поэта.

Спектакль, поставленный народным артистом России Валерием Кирилловым, построен на произведениях и письмах Некрасова. Либретто создал актёр и поэт Олег Грисевич. Композитор Игорь Есипович написал оригинальную музыку в стиле русского фолк-рока, поэтому песни на известные стихи Некрасова звучат современно, и в то же время точно передают неповторимую мелодию некрасовской поэзии.

В спектакле занята почти половина труппы Первого русского. Главную роль играет заслуженный артист России Николай Зуборенко. Некрасов в его исполнении предстает таким, каким его знает с детства каждый человек, говорящий на русском языке. Но на протяжении всего спектакля рядом с «известным» Некрасовым появляется и «неизвестный». Сразу несколько актёров, сменяя друг друга, перелистывают страницы биографии и творчества поэта. Среди них – Некрасов-подросток, Некрасов-студент, журналист и издатель, картёжник и бонвиван, помещик и охотник. Зритель увидит разного Некрасова – непривычного, необычного, лишённого хрестоматийного глянца.

Все песни на стихи Некрасова звучат в живом исполнении актрис и актёров театра.

18 сентября программу фестиваля продолжит спектакль «Капитанская дочка» Ульяновского драматического театра им. И. А. Гончарова в постановке Олега Липовецкого.

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» — одно из лучших произведений русской литературы. Существует несколько её экранизаций, но на театральной сцене «Капитанская дочка» ставится редко. Интересно, что первым спектаклем о предводителе бессмысленного и беспощадного русского бунта стало действо «Емелька Пугачев» Михаила Веревкина: премьеру по пьесе начальника походной канцелярии графа Панина сыграли в ноябре 1774 года в Симбирске (так назывался Ульяновск до 1924 года), когда Пугачев, некоторое время содержавшийся в местном остроге, был отправлен в Москву. Спустя два с половиной века на ульяновских подмостках снова ожило предание о Емельяне Пугачеве: драматург Инна Гридина написала инсценировку по повести Пушкина специально для Ульяновского драматического театра.

Постановщик «Капитанской дочки» Олег Липовецкий – режиссер более 30 спектаклей в театрах Петрозаводска, Москвы, Новосибирска, Уфы, Стерлитамака, Прокопьевска, Лесосибирска и других городов России. Дважды номинант Национальной театральной премии «Золотая маска»: в 2019 году – за спектакль «Мертвые души» в театр «Поиск», Лесосибирск (в номинации «Драма / работа режиссера»), в 2020 – за спектакль «Бременские музыканты» в Музыкальном театре Республики Карелия, Петрозаводск (номинация «Оперетта-мюзикл / работа режиссера»).

Спектакль «Капитанская дочка» также получил признание театрального сообщества: он признан лучшим на XI Фестивале театров Ульяновской области «Лицедей-2017» и вошел в лонг-лист Национальной театральной премии «Золотая маска».

19 сентября Санкт-Петербургский государственный академический театр им. Ленсовета покажет на фестивале спектакль «Утиная охота» по пьесе Александра Вампилова.

Вампилов – признанный классик отечественной драматургии. Ярославские театралы наверняка помнят «Утиную охоту» с Евгением Мундумом в главной роли. Четыре года назад на Волковском фестивале был показан спектакль «Утиная охота» Московского драматического театра имени М. Ермоловой.

Спектакль стал одним из самых ярких событий предыдущего театрального сезона, получив шесть номинаций на Премию «Золотая Маска – 2022» – «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая мужская роль», (Виталий Куликов), «Лучшая мужская роль второго плана» (Олег Федоров, Александр Новиков). Кроме того, режиссер спектакля Роман Кочержевский – обладатель специального приза экспертного совета Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» за постановку спектакля «Мертвые души».

Как отмечал «Петербургский театральный журнал», «Кочержевский расширяет мир «Утиной охоты» рассказами и черновиками из записных книжек Вампилова. Цитаты, выхваченные из них, дополняют характеристику Зилова, данную драматургом, романтизируют его. Режиссер словно всматривается в героя глазами других персонажей, создавая таким образом дополненную реальность спектакля».

20 сентября зрители увидят спектакль «Игрок» по роману Ф.М. Достоевского в постановке Государственного русского театра драмы им. Ф.А. Искандера (Сухум).

С этим театральным коллективом ярославские зрители знакомы по спектаклю «Солярис» по роману С. Лема, показанным в прошлом году в Ярославле на фестивале русских зарубежных театров.

«Игрок» – это история азарта, ставшего для человека уже не смыслом игры, а смыслом жизни, единственной, экзистенциальной сутью бытия. По мнению создателей спектакля, губительная страсть саморазрушения, нежелание смотреть в завтрашний день, сиюминутость и иррациональность жизни, полагание на судьбу и удачу – всё это сближает основные темы «Игрока» с нашей действительностью. Зритель погрузится в музыкально-драматическое действо, стильное и лаконичное по решению, с экспрессивными и выразительными актёрскими работами. Участие в спектакле хоровой капеллы придаёт постановке поистине античный масштаб.

Режиссёр спектакля Антон Киселюс родился в Таллине. Был актёром Русского Театра Эстонии, затем окончил режиссерский факультет ГИТИСа. В театре им. Ф.А. Искандера, кроме «Игрока», поставил спектакли «Пять вечеров» А. Володина, «Все мои сыновья» А. Миллера, «Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта.

На камерной сцене 20 сентября будет показан моноспектакль Владимира Кошевого по произведениям Иосифа Бродского «Anno Domini» в постановке Михаила Елисеева.

Актёр Владимир Кошевой известен по ролям Родиона Раскольникова в телеэкранизации романа Ф.М. Достоевского, Алексея Ивановича в спектакле «Игрок» по роману Ф.М. Достоевского в Большом драматическом театре им. Г. А. Товстоногова, Иосифа Джугашвили в спектакле «Рождение Сталина» в Александринском театре.

Иосиф Бродский говорил о своих рождественских стихах, положенных в основу спектакля: «Каждый год к Рождеству я стараюсь написать стихотворение для того, чтобы поздравить Иисуса Христа с днем рождения». «Рождественские стихи» Бродского не только о главном евангельском празднике – это диалог поэта с Богом, его терзания, сомнения, радости и печали земного пути.

Поэт не только рассказывает историю Рождества, он находит евангельские ассоциации в собственной жизни. Герой спектакля в исполнении Владимира Кошевого, словно евангельский волхв, находится в ожидании чуда и перемен. Труба – соло (Кирилл Солдатов), сопровождающая героя, символизирует сюжет Благовещения, весть о главном событии в истории человечества.

Спектакль «Иваново детство» Казанского государственного театра юного зрителя по повести Владимира Богомолова в постановке Антона Фёдорова продолжит программу фестиваля 21 сентября.

Спектакль Антона Федорова – это попытка тихого воспоминания о войне. Войне, которая ведется внутри каждого героя повести Владимира Богомолова «Иван». Команда спектакля попробует нащупать те чувства и состояния, которые неизвестны людям, знакомым с войной только по чужим воспоминаниям и картинкам.

Иванов в спектакле два. У одного характерное лицо актера Нияза Зиннатуллина, который явно старше своего персонажа. Он тихо сидит в уголочке перед зеркалом и то ли вспоминает, то ли вправду видит сны и в них – себя прежнего… И этот второй Иван из зазеркалья – даже не человек, а кукла в военной амуниции с бледным неподвижным лицом, отдаленно напоминающим юного Колю Бурляева, сыгравшего в фильме Тарковского. Частью спектакля становятся не только знаменитые кинокадры из «Иванова детства», проецируемые на экран, но и знакомые модуляции бурляевского голоса, в котором навечно застыли злые детские слезы…

Спектакль был отмечен пятью номинациями на Премию «Золотая Маска-2022» – «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая мужская роль» (Нияз Зиннатуллин), «Лучшая мужская роль второго плана» (Ильнур Гарифуллин).

22 сентября Саратовский государственный академический театр драмы имени И. А. Слонова покажет на фестивале спектакль «доХХХод» по пьесе А.Н. Островского «Доходное место».

Эта пьеса Островского сегодня звучит как никогда актуально и часто ставится различными театрами. Ярославские зрители только в течение года видели две интереснейших работы по этой пьесе: музыкальный спектакль студентов ВГИКа на фестивале БТР-2022 и спектакль «Профит» Республиканского театра белорусской драматургии (Минск) на прошлогоднем Волковском фестивале.

Режиссер Данил Чащин классическую пьесу А.Н. Островского «Доходное место» перенес в недалекое будущее. Человеческая цивилизация начинает осваивать космос. Самые богатые люди уезжают жить на орбитальные станции, которые обставлены как земные современные квартиры. У кого недостаточно средств – живут на земле, дышат загрязненным воздухом и пьют испорченную воду в условиях экологической катастрофы. Таким образом, «доходное место» – это билет в космос. Проблемы дегуманизации, коррупции, бюрократии всегда были, всегда есть и, увы, всегда будут. Умение себя продать является единственной стратегией выживания. А тем, кто отказывается услуживать влиятельным руководителям, безопасность не гарантируется.

Данил Чащин дважды номинировался на «Золотую маску» в номинации «Драма / работа режиссера» — за спектакли «Молодость» по пьесе И.С. Тургенева «Месяц в деревне», Тюменский драматический театр (2019) и «Загадочное ночное убийство собаки», Пермский Театр-Театр (2021). Кроме того, «Молодость» получила номинации «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа художника», «Лучшая женская роль» (Кристина Тихонова), «Лучшая мужская роль» (Сергей Скобелев), а «Загадочное ночное убийство собаки» – «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая мужская роль» (Александр Гончарук).

Ещё один моноспекталь – «Гоголь против Гоголя» будет показан на камерной сцене театра 23 сентября. Режиссёр и исполнитель – Евгений Воскресенский.

Это будет разговор о судьбе России и русского народа сквозь призму творчества писателя и истории его жизни. В спектакле оживают персонажи из произведений: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Нос», «Невский проспект», «Ревизор», «Мертвые души», «Рим», «Арабески», «Выбранные места из переписки с друзьями». Спектакль сопровождается видеофрагментами, в которых звучат отрывки из писем Гоголя, матери и друзей писателя в исполнении народного артиста России Е. Герчакова, народного артиста России Б. Плотникова, заслуженной артистки России В. Толстогановой, артист театра и кино А. Лырчикова. Яркое театральное действие органично дополняет живая музыка в исполнении инструментального ансамбля «ARS EGO» под руководством Владимира Двуреченского: звучат произведения Россини, И.С. Баха, Генделя, Каччини, Дебюсси, Равеля, Бетховена, Рахманинова, Мусоргского, Шостаковича, Вл. Двуреченского.

Спектакль получил грант Президента России.

Также 23 сентября в рамках фестиваля состоится поэтический вечер – моноспектакль актрисы Вахтанговского театра Юлии Рутберг «13 вопросов к Ахматовой». Он пройдёт в КЗЦ «Миллениум».

Как рассказывает Юлия Рутберг, «эта программа появилась в Фонтанном доме на дне рождения Анны Андреевны. Я просто приехала туда читать стихи. Мне рассказали притчу: Ахматова утверждала, что после смерти ее душа переселится в рыжего кота. И вот во время моего чтения ее стихов вышел рыжий кот, сел к сцене и поднял на меня зеленые глаза. Мы ему хлопали, он был рад и мяукнул. У меня была какая-то странная внутренняя штука, как будто мы зацепились душами с Анной Андреевной».

Юлия Рутберг давно увлечена поэзией Ахматовой. Её дипломной работой по художественному слову в Щукинском училище был «Реквием» и шесть стихотворений Анны Андреевны. «В стихах великих прорвалась душа и мысль — поэтому время выбрало их и сохранило. Стихи — сухой остаток их жизни, — говорит Юлия Рутберг. — Анна Андреевна прожила огромную жизнь не только по количеству отпущенных ей лет, но по интенсивности перемен, свидетелем которых она была. От постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград» и полного забвения до повального поклонения и прижизненного мирового признания…»

В программе звучит музыка Дмитрия Шостаковича, Иоганна Себастьяна Баха, Сергея Рахманинова.

Завершится фестиваль 24 и 25 сентября спектаклем Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова «Война и мир» по роману Л.Н. Толстого.

Режиссёр Римас Туминас так говорит об этой работе театра: «Мы творим, оформляем, вкладываем судьбы, парадоксы, безумие, любовь, радость, отчаяние. Мир красивый, эстетичный, театральный, очень хрупкий и как будто бы лёгкий – всё это поглощается кометой. Под этим облаком, этой заражённой войной зоной, вступают некие другие способы нашего рассказа. Всё пробуждают воспоминания. Память – это «родина души». И эта родина детства присутствует не только как тема спектакля. Всё идёт из детства…»

Спектакль был поставлен к 100-летию театра. Премьера состоялась 8 ноября 2021 года. А в этом году спектакль уже увидели зрители Екатеринбурга, Казани и Красноярска. В июле спектакль «Война и мир» был показан на фестивале в музее-заповеднике Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» на специально построенной площадке, воспроизводившей сцену Вахтанговского театра.

Теперь «Война и мир» станет мощным завершающим аккордом XXII Международного Волковского театрального фестиваля на родине Первого Русского театра, констатирует его сайт volkovteatr.ru


Автор
АДМИНИСТРАТОР
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе