РЕВИЗОР (Театр им. Волкова, Денис Азаров)

В минувшую субботу в театре имени Волкова состоялась премьера гоголевского "Ревизора" в постановке Дениса Азарова. Комедия, вобравшая в себя все самое дурное, что Гоголь смог рассмотреть в современной ему России, уже второе столетие воспринимается как зеркало дня сегодняшнего.
В своей постановке Азаров не переносит действия в наше время и, разумеется, не разыгрывает костюмную драму. Его персонажи словно сбежали из разных эпох, но при этом не чувствуют барьеров и без проблем находят общий язык. Городничий (Владимир Майзингер) в кителе ВМФ, увешенном значками, Бобчинский (Кирилл Искратов) и Добчинский (Сергей Карпов) в серых спортивных трикотажных костюмах с аппликациями "Bob" и "Dob" на спинах, Ляпкин-Тяпкин (Семен Иванов) в шикарном вельветовом пиджаке и типичный кэжуал на Хлестакове (Виталий Даушев) и почтмейстере (Руслан Халюзов) – это лишь часть визуального пира, созданного художником по костюмам Ваней Боуден. Так же прекрасно в декорациях (художник Илья Кутянский) сосуществуют красная ковровая дорожка, закамуфлированный под старину зеленой краской икеевский шкаф, висящая на стене картина "Последний день Помпеи" и большие металлические лопасти вентилятора, врезанного в краснокирпичную стену задника.
Спектакль неуклонно хочется сравнить со сном: запредельно ярким, насыщенным и пропитанным изрядной долей бреда. Все это многократно усиливается в сцене приема Хлестакова в доме городничего. Здесь, продолжая аналогию со сном, приходится констатировать сон во сне. Неистовый угар, сопровождаемый мелодиями и ритмами современной эстрады, пластически и стилистически вобрал в себя все от сельских дискотек до Harlem Shake. Этот фрагмент словно дальнейшее развитие темы бала в доме Фамусова (у Игоря Селина) и бала Капулетти (у Семена Серзина). Эта неосмысленная и необъяснимая преемственность завораживает.
Вся визуальная сочность и переполненность действа столь притягательна, что именно она выходит на первый план, вызывая сильнейшие эмоции. Спектакль увлекает за собой так же, как и неспешное танго Осипа (Илья Варанкин) и служанки (Алёна Тертова). Но постановка не была бы столь ценна, если бы держалась лишь на визуальной обертке и режиссерском "хулиганстве". То как Азаров работает с текстом, раскрывает сущность каждого из героев и даже преображает некоторых из них, как строит мизансцены, не менее значимо, но требует для анализа куда большего времени и компетентного взгляда. 
Тема не меньшего размаха – игра актеров. Такой букет актерских удач и находок – еще один повод для радости почитателей театра Волкова. Владимир Майзингер, словно тяжелый локомотив, с каждой новой премьерой набирающий скорость, раскрывает новые грани своего таланта и выходит на новые, запредельные, высоты. Нельзя не отметить и работу Анны Ткачевой (жена Хлопова), которая от спектакля к спектаклю в не самых крупных ролях демонстрирует выдающуюся изобретательность и силу актерского начала. Лестный список можно без труда продолжить, но даже без этого успех спектаклю, пусть и ждут его неоднозначные оценки и разного рода критика, гарантирован.

Фото Елена Яковлева

Автор
Артем Топников
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе