Режиссер Игорь Селин: «Горе ума» — слоган нашего времени»

Моя задача — показать современность .

На сцене Волковского театра молодой петербургский режиссер Игорь Селин, уже успевший прославиться своим эпатажным и авангардным взглядом на классические произведения, поставил спектакль по пьесе Грибоедова «Горе от ума».




Игорь Селин в Ярославле частый гость — в прошлом ему довелось вплотную сотрудничать с Ярославским ТЮЗом, где он поставил несколько детских спектаклей. На этот раз, в течение трех месяцев, Игорь готовил масштабный и дорогостоящий проект в стенах Волковского театра.

— «Горе от ума» Грибоедова — одно из самых популярных классических произведений на театральных сценах нашей страны, — уверен Игорь Селин. — Например, в вашем театре, начиная дореволюционным временем и заканчивая советской эпохой, этот спектакль ставился более десяти раз.

Еще и поэтому перед режиссером стоит задача вдвойне сложная: показать в ключе современности такое классическое произведение, традиционное восприятие которого у каждого из нас укоренилось еще со школьных лет.

— Моя задача — показать актуальность пьесы «Горе от ума», поэтому события в спектакле разворачиваются на фоне нынешней Москвы, мегаполиса, — увлеченно говорит режиссер. — На мой взгляд, суть пьесы — человеческие чувства — любовь, страсть, предательство, а не история костюма.

Что касается человеческих страстей и скандальных постановок, то здесь молодого питерского режиссера некоторые считают последователем эпатажного Романа Виктюка.

— Роман Виктюк — один из выдающихся режиссеров, по моему мнению, — соглашается Игорь. — В его театре я ставил несколько спектаклей, в том числе «Сон в летнюю ночь». И  эстетика, и язык Виктюка мне очень близки, однако в работе я все-таки придерживаюсь собственных взглядов.

Для постановки спектакля Игорь собрал поистине звездную команду: сплошь обладателей театральных премий «Золотая маска» и «Золотой софит»: около 100 костюмов для ярославских актеров были изготовлены по эскизам художника Ирины Чередниковой, над игрой света колдует Глеб Фильштинский, за  пластику отвечает хореограф театра Романа Виктюка — Артур Ощепков, известный вызывающими по своей яркости и эротичности номерами.

— Еще одним важным моментом являются декорации-трансформеры, над которыми работал известный художник Александр Орлов, — рассказал Игорь.

— Гигантские буквы с подсветкой, из которых составляется название пьесы. Как известно, у произведения было три варианта заголовка: «Горе уму», «Горе от ума» и «Горе ума». Так вот последний вариант, на мой взгляд,  — это тенденция, слоган нашего времени.

Интересен и тот факт, что труппе Волковского театра, которая почти в полном составе занята в  постановке, на протяжении трех месяцев пришлось брать уроки французского, заниматься танцами и игрой на фортепиано.

Однако, несмотря на масштабность задумки, Игорь готов к тому, что не любой зритель сможет понять и принять такую трактовку классического произведения:

— Художественные задачи не всегда совпадают со вкусом публики. Я понимаю, что зрители судить меня будут строго и беспристрастно.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

На премьере «Горе от ума», которая состоялась в понедельник, был аншлаг — найти свободное место в зале было невозможно. Публика собралась самая разная — от заядлых театралов до  организованных школьных групп.

Театральное действо на сцене с первых минут поразило своей насыщенностью: классический текст пьесы переплетался с монологами на французском, романсами, видеоинсталляциями. Чацкий предстал перед публикой в зеленом пиджаке, оранжевом шарфе и малиновых штанах, Софья и Лиза танцевали в балетных пачках, а Фамусов произносил свой знаменитый монолог «Учились бы, на старших глядя!» во время тренировки на беговой дорожке. И это лишь малая часть экстравагантных задумок режиссера, воплотившихся на сцене Волковского.

Как и ожидалось, реакция у зрителей была очень разной.

— Просто замечательная постановка: здесь и клоунада, и смелость, и жизненная правда, — восторженно говорила художница из Ростова Арина. — Смелость — это то, чего так не хватает современному искусству! Это самый сильный спектакль за последнее время, который я видела.

Однако у представителей старшего поколения такая трактовка классики вызвала негодование.

— Грибоедов, наверное, в гробу перевернулся! — возмущается преподаватель технического университета Сергей Иванович. — Таким постановкам не место на сцене старейшего академического театра. Я привел с собой внучку, которая в следующем году будет изучать Грибоедова. Так вот она не может даже понять, о чем этот спектакль.

Аргументы и факты
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе