Режиссер итальянского театра La Baracca Testoni Ragazzi Роберто ФРАБЕТТИ: «Не веришь в театр для годовалых? Твои проблемы!»

В Центре Мейерхольда запустили Беби-лаб — лабораторию по созданию театра для зрителей от 6 месяцев и до 3 лет. Шесть дней проводил мастер-класс Роберто ФРАБЕТТИ, режиссер итальянского театра La Baracca Testoni Ragazzi. 

Результатом первого этапа лаборатории стали 16 экспликаций будущих спектаклей: многие покажут в ноябре на фестивале «Большая перемена», а в марте — в спецпрограммах «Золотой маски».

— Вы занимаетесь беби-театром с 1987 года…

— (Смеется.) Уфф… Во-первых, мне нравится называть это не «беби-театром», а «театром для самых маленьких». Во-вторых, все сомнения, является ли искусством театр для самых маленьких, — от того, что мы с недоверием относимся к самим детям. Мы не верим в их способности. А ребенок — удивительный зритель. Он может активно включаться в театральный процесс и долго удерживать внимание на том, что его действительно захватывает. Я часто сталкиваюсь со скепсисом, но рад, что живу в таком регионе, как Эмилия-Романья, где культура для детей находится на довольно высоком уровне. Когда я заметил, что отношения с публикой устанавливаются и спектакль действительно случается, тогда уже стал экспериментировать: с пластикой, интонациями, с абсурдными сюжетами…

— Обязательно для ребенка от 6 месяцев до 3 лет делать спектакли без использования слов?

— Конечно, нет. Даже когда я делаю спектакль для годовалых зрителей, иногда использую речь, потому что лично мне нравится слово. Но в традициях труппы театра Testoni Ragazzi добавлять к драме еще элементы танца и визуальные образы. Маленькие зрители открыты к восприятию различных форм не меньше, чем взрослые. Мой второй спектакль, который я поставил в 1988 году, идет и по сей день. Он длится 40 минут, и в нем говорят много. И он до сих пор срабатывает. Дети смотрят внимательно, хотя нет никакого интерактива. Слушают в тишине. Тишина — вообще прекрасное, редкое состояние для этого возраста. Но в театре дети — чемпионы по производству тишины. Взрослые такую тишину сделать не могут. Идеальную — когда слышно, как голова работает.

— Получается, такому театру необязательно меняться? Сегодня годовалые дети такие же, как и 25 лет назад?

— Звучит невероятно, но это почти так. Иногда в театр приходят семьи, где, например, папа видел постановку несколько раз в детстве и теперь привел сына. Но каждый раз рождается новый спектакль, потому что театр — он живой.

— Расскажите о вашем проекте, ассоциации Small size, которая занимается поддержкой театра для самых маленьких во всей Европе.

— В октябре мы начинаем уже четвертый проект по развитию детского театра, который осуществляется при поддержке ЕС и будет называться «Small size, performing arts for early years». Как и предыдущие, он продлится 4 года. Участвуют труппы из 15 стран: Италия, Испания, Франция, Дания, Голландия, Великобритания, Армения, Словакия, Польша… И одна из основных целей — поддержать сеть Small size, которую мы создали, чтобы соединить детские театры всего мира. Через 4 года, надеюсь, у нас сформируется развитая всемирная сеть детских театров. Естественно, мы ждем в ней и российские коллективы. В ассоциацию можно вступить, отправив нам заявку. В планах — большое количество фестивалей, партнерские отношения, культурный обмен, образовательные программы…

— Вы знакомились с российскими спектаклями для самых маленьких в театре «Домик Фанни Белл»…

— Я бы сказал, что режиссер спектакля «Я делаю мир», Александра Ловянникова, находится в очень выгодной стартовой позиции. В 28 лет она уже сделала хорошую работу, а участие в Беби-лаб поможет ей и другим ребятам быстро преодолеть страх перед тем, чтобы рисковать. Думаю, это начало большого успеха.

— Есть ли в детском театре профессиональные табу?

— Да. Навязчивость. Часто интерактив переходит все границы. Я сам практически его не использую. Мои актеры могут что-то спросить у публики — но это лишь отдельные моменты. Дети вообще любят свое личное пространство, и, когда ты входишь туда, нужно делать это с большим уважением.

— Вы приедете на «Золотую маску» в марте, чтобы увидеть готовые спектакли?

— Думаю, что увижу сначала видеозаписи спектаклей, а потом и сами работы на фестивале детского театра у нас, в Болонье (28 февраля — 8 марта). Для участников — это прекрасная возможность окунуться в мир театра для самых маленьких, установить международные контакты. Когда они увидят таких же, как они, людей, которые все захвачены одной идеей, тогда смогут спокойно сказать любому скептику: «Если ты не веришь в детский театр — это твои проблемы».

Александра Солдатова

Новая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе