7 декабря 2010 ● Ларина Ксения
«Мертвые души» на фестивале NET
Мертвым не больно. На фестивале NET (Новый европейский театр) москвичи увидели рижский спектакль Кирилла Серебренникова, поставленный им в Национальном театре Латвии. «Мертвые души» по-латышски получились тем острым обжигающим блюдом, которого так не хватает в нашей «больничной столовой» с привычными манными кашами и пресными жидкими супчиками
Вырвавшийся на свободу Серебренников вместе с десятью латышскими артистами заперся в средневековом замке, где в течение двух недель и сочинял свое наглое вольнодумство на заданную Гоголем тему. «Мертвые души», как известно, Гоголь написал в Риме. Взгляд на Русь из-за стен ее бывшей колонии оказался не менее радикален. Герои говорят на латышском, но поют на русском — композитор Александр Маноцков написал для спектакля семь зонгов на тексты лирических отступлений Гоголя. Получились по-брехтовски вызывающие вокальные новеллы, исполненные артистами под аккомпанемент живых инструментов — пианино, виолончели и ударных. Песни остаются в памяти. Говорят, их насвистывал даже сам Раймонд Паулс на премьере в Риге. Сценографию для спектакля и костюмы придумал сам Кирилл Серебренников. Сочинительская режиссура без оглядки на «можно» и «нельзя» — лучшее, что может предложить современный театр. Если он свободен от предрассудков.