Создателям спектакля хотелось рассказать историю о человеке, который всю свою жизнь не словах, а на деле посвятил детям. Януш Корчак, являясь подвижником, отказавшись от личной жизни, служил тем, кто более всего нуждается в защите и любви - детям -сиротам. И тем значителен тот факт, что итогом этой подвижнической жизни стал подвиг: добровольная смерть со своими воспитанниками в газовой камере Треблинки.
В общей сложности спектакль увидело более 800 зрителей самого разного возраста и социального положения: школьники, студенты пед. университета, интеллигенция, члены национальных диаспор. Но как бы ни различалась зрительская аудитория, реакция на спектакль всегда была одинаковой: напряженно-внимательное молчание в ходе показа, горячие аплодисменты в финале и снова ожидающее молчание. Всякий раз зрители не спешили покидать зрительный зал, оставались на своих местах, как бы желая продлить встречу с Корчаком.
25 апреля отрывок из спектакля был показан в Москве на фестивале детского творчества "Если бы Корчак был рядом", организованном Московской международной киношколой и Российским отделением фонда имени Януша Корчака. В октябре 2005 года Центр детей и юношества подал заявку на участие в VII Всероссийском фестивале "Русская драма", организованном Всероссийским экспериментальным центром "Школьный театр" Федерального агентства по образованию совместно с Комитетом по культуре г.Москвы.
После предварительного просмотра видеокассеты оргкомитет внес спектакль "Старый доктор" в афишу фестиваля. И вот 6 ноября 2005 года в Москве на базе Московского драматического театра "Камерная сцена" под руководством М.Щепенко в рамках VII Всероссийского фестиваля школьных театров "Русская драма" состоялся показ этого спектакля. Как в Ярославле так и в Москве зал воспринял "Старого доктора" на высоком эмоциональном уровне: были слезы, крики "Браво", теплые благодарственные отзывы. По итогам фестиваля спектакль был награжден дипломом I степени, а также дипломом за лучшую сценографию.
Казалось бы, надо праздновать успех, но...
Как водится на фестивалях после каждого дня показов проходит обсуждение спектаклей членами жюри и режиссерами. Звучали разные отзывы, отмечались достоинства и недостатки постановки. Но выступление председателя жюри художественного руководителя театра "Камерная сцена" г-на М.Г.Щепенко сравнимо с эффектом разорвавшейся бомбы. Михаил Григорьевич, отмечая режиссерские находки и игру актеров, задался вопросом, "почему русские дети играют спектакль про евреев, в то время как евреи захватили все капиталы, а русский народ гибнет?"
Удивительно шокирующим было то, что большинство, в том числе и члены жюри, среди которых были представители образовательных структур всероссийского уровня, поддержало эту точку зрения, и только несколько режиссеров демонстративно покинули зал.
Необходимость вступать в полемику и доказывать абсурдность подобных заявлений ярославская делегация не сочла нужным, тем более, что на тот момент все происходящее казалось не реальным, каким-то диким розыгрышем. Позднее пришло осознание, что антисемитские высказывания вышли за пределы обывательских кухонь, и это уже настораживает, а не обескураживает. Ведь все выше сказанное звучало из уст интеллигентного творческого умудренного жизненным опытом человека, претендующего на стремление к Идеалу, к Истине, Добру и Красоте. Досталось и самому Корчаку. М.Г. Щепенко назвал идеи гуманизма, которыми по его мнению определяется педагогика Корчака, ложными, так как они, по его опять же утверждению, преувеличивают ценность человеческой жизни. Оппонентов у М.Г. Щепенко не нашлось.
Подведение итогов и закрытие фестиваля не было для многих праздником, так как оказалось трудно поверить в искренность произносимых со сцены слов.
P.S. И все - таки один вопрос остался для нас открытым: почему, просмотрев видеоматериал со спектаклем, зная, о чем и о ком он, коллектив все - таки был приглашен на VII Всероссийский фестиваль "Русская драма"?