Рыбинский драматический вызван на «Дуэль»

Идёт к своему завершению год, отмеченный небывалым всплеском интереса театра и зрителя к драматургии Антона Павловича Чехова. Не обошёл вниманием чеховский юбилей и Рыбинский драматический театр, предложив своим зрителям «Вишнёвый сад». Спектакль занял в репертуаре рыбинцев особое место не только потому, что Чехов на этой сцене – явление редкое (третий чеховский спектакль за последние сорок лет), но и ввиду довольно исключительного для театра события – приглашения на главные роли ярославских актёров – народного артиста России Виталия Стужева (Гаев) и заслуженной артистки России Татьяны Гладенко (Раневская).


На этом исключительные события в жизни Рыбинского драматического театра не закончились, поскольку «Вишнёвый сад» был приглашён на второй всероссийский театральный фестиваль «Дуэль», на рубеже ноября и декабря проходивший в петербургском театре-фестивале «Балтий­ский дом» и закономерно посвящённый в этом году 150-летию со дня рождения А. П. Чехова. Надо сказать, что участием в фестивалях такого уровня театр не избалован. В афише «Дуэли» премьерные спектакли московских и питерских театров, а также постановки из Минска, Омска и Ярославля (фестиваль открывался спектаклем Волковского театра «Три сестры»). В этом году организаторы фестиваля на дуэль с Чеховым вызвали авторов современной драмы и справедливо заявили, что победитель в этом поединке не очевиден, но зритель обязательно окажется в выигрыше. Рыбинцы представляли на «Дуэли» сторону Чехова.



Дуэльный кодекс гласит, что поединок может и должен происходить только на равных. И рыбинцы кодекса не нарушили, приняв фестивальный вызов. На огромной сцене «Балтийского дома» «Вишнёвый сад», «выросший» в довольно тесном пространстве рыбин­ской сценической площадки, не только не потерялся, а, напротив, словно получив возможность дополнительного глотка воздуха, зазвучал уверенно, захватив фестивального зрителя удивительным сочетанием глубокой экзистенциальной тоски по гибнущей, уходящей в прошлое красоте и напористой энергии молодости, способной все вишнёвые сады мира положить к ногам своих любимых. Именно так играют в спектакле режиссёра Дениса Кожевникова своих героев Татьяна Гладенко, Виталий Стужев и Сергей Шарагин.

Раневская Татьяны Гладенко отнюдь не утончённая, рафинированная женщина Серебряного века. Её и без того нерв­ные интонации легко срываются в истерику, она не соткана из полутонов и держит внимание зрителя отчаянием, от которого до безумия один шаг, притягивает надрывной энергетикой загнанной в безысходность женщины ХХI века, обречённой на страдания и одиночество. Уходит время Раневской, жизнь безнадёжно распалась, и остаётся только бежать в Париж как «в никуда».

Лопахин в исполнении

Сергея Шарагина – молодой, почти юный и отчаянно влюблённый в Раневскую и вместе с тем уверенный в себе и в своём праве решать судьбу вишнёвого сада человек дела, в котором ничто не говорит о его мужицком недавнем прошлом. Почти революция в традиции этой роли. Лопахин замечательно хорош и одновременно невозможен, непозволителен для Раневской. И сад-то он покупает, чтобы положить его к ногам своего кумира. Но сначала положить, а потом всё-таки вырубить на дачные участки. Для него – так надо, так правильно. Для неё – невозможно и губительно.

Гаев Виталия Стужева нелеп, инфантилен и этим опасен для себя и семьи, саморазрушителен и во всём этом удивительно обаятелен. Болтун, прикрывающий словесными кружевами свою пустоту и боязнь жизни, отсутствие в ней своего места. Теряя вишнёвый сад, он не жалуется и не плачет, он – само отчаяние, но и в нём он элегантен. Глубокое чувство сострадания вызывает этот никчемный, бесконечно несчастный и беззащитный человек.

Приглашая на рыбинскую сцену ведущих ярославских актёров, Денис Кожевников тем не менее делает ставку на ансамблевое звучание спектакля. Молодые актёры Дарья Дворникова, Сергей Шарагин, Алла Смоленкова, Павел Иванов, Сергей Молодцов, Алексей Батраков, Дарья Кошелева уверенно партнёрствуют в спектакле с ярославскими и рыбинскими мастерами сцены.



И не только «Вишнёвый сад» свидетельствует о том, что сегодня рыбинский театр идёт к своему зрителю, опираясь на профессиональный опыт мастеров сцены и творческую энергетику молодых актёров. Один из старейших российских драматических театров, отметивший своё 185-летие, использует современный сценический язык, обращается к остроактуальной проблематике, играет Уильямса, Сартра, Гольдони, Куприна, Горина, Катаева.

Принявший вызов на «Дуэль» театр вернулся в свой город, с честью выдержав фестивальное испытание. Но долго жить питерскими воспоминаниями, видимо, не намерен. И уже не исключительным, а закономерным видится проходящий в эти дни в стенах Рыбин­ского театра творческий семинар по современной драматургии и молодой режиссуре, организованный Московским театром наций. На старой, богатой традициями сцене артисты Рыбинского театра играют новые пьесы в постановке учеников замечательных современных российских режиссёров-педагогов С. Женовача, Е. Каменьковича и О. Кудряшова.

Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе