Сергей Капков уверен, что Серебренников спасет Театр им. Гоголя

Глава департамента культуры Москвы оспорил мнение о рейдерском захвате театрального здания
Глава столичного департамента культуры Сергей Капков и заслуженная артистка РФ Анна Гуляренко прокомментировали «Известиям» открытое письмо труппы драматического Театра имени Гоголя с протестом против назначения художественным руководителем театра Кирилла Серебренникова.

Текст, адресованный как руководству страны, начиная с Владимира Путина и Дмитрия Медведева (но не включая представившего труппе нового худрука Сергея Капкова), был опубликован в пятницу. Сегодня письмо уже недоступно на сайте театра, однако разошлось в интернете.

По мнению коллектива, смена руководства поведет «к ликвидации общедоступного государственного репертуарного театра, что даже не скрывается». Кирилл Серебренников после своего назначения сообщил «Известиям», что театр перестанет быть репертуарным. «Это будет проектный театр, в котором будет работать несколько резидентов, чьи имена станут известны в начале октября», — заявил он.

Авторы протестного письма уверены, что дело идет «к роспуску коллектива, в результате чего около двухсот человек оказываются выброшенными на улицу».

— Вся труппа продолжает работать на своих местах в Театре имени Гоголя, — отверг эти опасения Сергей Капков в разговоре с «Известиями».

— Это после того, как наше неуклюжее письмо — может быть, направильно составленное, но это от шока, крик души — вызвало неожиданный резонанс, — уверена Анна Гуляренко, работающая в Театре имени Гоголя с 1980 года и подписавшая протестное письмо. — Уже потом вспомнили, что нужно о людях позаботиться.

«Проектных театров» в России еще нет, поэтому будущее театра обсуждается пока гадательно.

— Что такое ликвидация общедоступного репертуарного театра? Какие еще театры бывают? Любой театр репертуарный и любой театр проектный: ведь готовятся премьеры. Через два месяца театр будет не переформатирован, а начнется ремонт, — сказал Сергей Капков.

— На встрече с коллективом слово «переформатирование» было несколько раз произнесено Сергеем Капковым. Пусть он не лукавит, говоря, что это помощь театру, — утверждает Анна Гуляренко. — Чиновники не заинтересованы в сохранении репертуарных театров. На строительство новых площадок нет денег, поэтому включается схема «отнять и поделить», раздать театры экспериментаторам.

По мнению Сергея Капкова, на второй день после назначения и до начала репетиционного процесса обоснованных претензий труппы к художественному руководителю быть просто не может, и говорить о протесте «всей труппы» нельзя.

— В театре работают 180 человек, заявлено, что подписали 80, но есть только 12 фамилий. Не все они известны в театральной среде. Например, подписал председатель профкома театра, — сообщил глава департамента культуры.

— Мы уважаем Кирилла Серебренникова как талантливого режиссера и новатора, но он не обсуждает планы с труппой, как мы ожидали. Его экспериментальные спектакли элитарны, но по-своему интересны, — считает Анна Гуляренко. — Однако речь идет о рейдерском захвате театра из-за его расположения — недалеко от «Винзавода» и других культурных площадок.

По словам авторов письма, назначение Кирилла Серебренникова художественным руководителем театра «противоречит приказу Минздравсоцразвития от 30 марта 2011 года № 251-Н «О назначении на должность высшего руководящего состава в области культуры», согласно которому возглавлять театр не может человек без высшего театрального специального образования». Кирилл Серебренников закончил физический факультет Ростовского государственного университета. Труппа считает его противником традиционной системы Станиславского.

— Упомянутой нормы нет, — сказал «Известиям» Сергей Капков. — А что такое система Станиславского? Она прописана в каком-то техническом регламенте? Если Кирилл Серебренников 10 лет ставит в МХТ — а там сам Станиславский ставил, если у него «Золотые маски» и ТЭФИ, если его фильмом откроют в этом году Венецианский кинофестиваль, то кто же тогда продолжатель системы Станиславского, если не он?

По словам руководителя департамента, Театр имени Гоголя был самым малопосещаемым в Москве. 70% мест в зале пустовали, при этом само здание — в полуаварийном состоянии.

— К нам ходят льготники, не попадающие в статистику, это бабушки и студенты, у нас нет билетов по 2000 руб. и устриц в буфете, а для чиновников показатель — продажи, — возражает Анна Гуляренко. — Мы работаем для простого народа, на первых двух спектаклях этого сезона мест не хватало. В конце люди стоят и аплодируют так долго, что я вспоминаю, как провожают со сцены гроб с умершим артистом. Я чувствую, что ничего не вернешь, мы попали под танк: будут модные продаваемые спектакли.

— Театр надо спасать, — в свою очередь считает Капков. — Конкретной задачи по увеличению посещамости сейчас не ставится, первый шаг — ремонт. Я встречался с труппой, со всем коллективом, представлял художественного руководителя. Как можно было сделать иначе?

Планы театра на 88-й сезон были озвучены перед отставкой его прежнего руководителя Сергея Яшина. Афиша на август и сентябрь доступна на сайте театра, и предстоит выяснить, повысит ли скандальное письмо интерес к имеющимся постановкам.

Известия


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе