Идею своего проекта Сигалова формулирует так: «Ты думал, что умеешь только шептать о любви, а, оказывается, можешь кричать, разрывая связки в кровь». Это второе «Болеро» в биографии хореографа, она ставила эту музыку для балетных артистов, а теперь — для драматических.
Понятно, что танцевального Равеля в этом случае следует рассматривать двояко. Это и полноценное произведение, и учебная работа с «прикладным» оттенком: танец служит средством развития координации, умения держаться на подмостках и навыков сценического движения. А для актера драмы — еще и способом раскрепощения: тот, кто работает со словом, должен уметь ярко выражаться в молчании. По этой линии новый спектакль совершенно удался. Сигалова умеет вытащить из подопечных нужные умения. Иной раз забываешь, что перед тобой непрофессиональные танцовщики — с такой выразительностью они работают руками, головой и корпусом, доводя каждый жест до упора и отбивая резкими телесными акцентами повторяющийся ритм музыки.
Неимоверная и весьма откровенная неистовость, с которой хореограф вникает в вопрос телесной страсти, объясняется документальным киноэпиграфом, показанным перед танцем. Это нарочито сухой и скучный рассказ об изменениях в человеческой физиологии, происходящих в момент соития. У нас в такие моменты температура тела растет, кровь в венах бежит быстрее, зрачки расширяются, жажда плоти провоцирует повышенное потовыделение и т.п. Для секса это фатально, а пластика спектакля призвана данный факт подтвердить.
«Болеро», как повторяющаяся в конструкции, но постепенно наращивающая энергетику и доведенная до апогея система (использованная в спектакле в разных аранжировках), по мнению Сигаловой, особенно подходит как музыкальная «подкладка» под сценическую физическую любовь. В ее опусе любовь дается как счастье и мука, как красота и некрасивость (это лишь в постановочном эротическом кино в постельных сценах царит приятность для глаза, в реальности все гораздо прозаичней).
Глядя на гипертрофированные упражнения на стульях и на столах, соединенные с хриплыми выдохами, можно представить, что постановщик хотел сыронизировать. Посмеяться над сексуальной одержимостью современной цивилизации, которой непременно надо сорвать с интимности все покровы. А может, наоборот, это программный манифест против замшелых консерваторов, боящихся изображения правды о наших телесных потребностях. Что ж, с ханжеским лицемерием Сигалова боролась полтора часа, не испугавшись смысловых и хореографических повторов и шныряющих по экрану сперматозоидов. А публика, разглядывая сценических женщин-вамп и мужчин-мачо, подробно вникала в детали поэмы экстаза.
Тэги: балет, театр, Алла Сигалова, Mp3. Равель, Центр им. Мейерхольда
http://rbcdaily.ru/lifestyle/562949989189956