"Спартак" заработал очки в гостях

Большой театр начал лондонский сезон с классического балета Юрия Григоровича

В пяти минутах ходьбы от "Колизея", где проходят гастроли Михайловского театра (см. "Ъ" от 16 и 20 июля), на сцене Королевской оперы "Ковент-Гарден" балетная труппа Большого открыла свой трехнедельный лондонский сезон спектаклем "Спартак". В переполненном зале постановку Юрия Григоровича в сотый раз смотрела ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА. 

За последние десять лет балет Большого приезжает в Лондон уже пятый раз. Репутация московской труппы, взлетевшая до небес при предыдущем худруке Алексее Ратманском, позволяет москвичам и их английским импресарио не беспокоиться насчет кассы: билеты все равно будут раскуплены. За три гастрольные недели Большой покажет Лондону шесть программ: пять полнометражных балетов и четыре одноактных. В отличие от предыдущих приездов в репертуаре ни одного московского эксклюзива, ни малейшего намека на современность — сплошь историческая классика, за исключением "Русских сезонов" Алексея Ратманского. Смена художественных приоритетов театра произошла синхронно со сменой власти: при худруке Юрии Бурлаке и штатном балетмейстере Юрии Григоровиче ставка сделана на добрые старые времена. 


В таком контексте решение открыть гастроли вечным григоровичским "Спартаком" выглядит закономерным. Несмотря на то что британские рецензенты регулярно высмеивают эту "смесь военного парада на Красной площади и голливудского блокбастера" с "тяжелой, как кувалда, хореографией", даже они признают, что при харизматичных лидерах "Спартак" неотразим. На прошлых гастролях в 2007-м Большой нашел харизматика прямо в Лондоне: триумфатором, зарядившим балет неотразимой мощью, стал главный guest Королевского балета — могучий мулат Карлос Акоста. На сей раз москвичи привезли своего Спартака — новоиспеченного премьера Ивана Васильева. Три года назад этого 18-летнего паренька, поразившего Лондон в "Дон Кихоте", местные критики назвали "открытием года". С тех пор юнец возмужал, набрался опыта, и театр, строя на нем рекламную кампанию (портрет Ивана красуется на официальном постере гастролей), ничуть не прогадал: на первом спектакле гастролей зал ломился от публики. 

Бесспорно, Спартак — лучшая роль Ивана. Эта тяжелейшая в физическом и эмоциональном плане партия будто создана по его меркам — только здесь неистовый танцовщик со своим шквальным темпераментом и бешеными поднебесными прыжками может не чувствовать себя слоном в посудной лавке классического танца, только здесь ему не надо думать о благопристойности манер и точности позиций, только тут не приходится прятать в выгодных ракурсах перенакачанные мышцы ног, и именно в "Спартаке" ему близко и понятно все, что делает и думает его герой. 

На лондонской премьере Иван предстал во всем великолепии: он был азартным воином и умным вождем, пылким любовником и скорбным страдальцем; он прыгал, будто не существовало земного притяжения, и вертелся с неукротимостью смерча. В Москве зал ревел бы и стонал с первого акта до последнего. В Лондоне свои подвиги Иван совершал в полной тишине. Ни аховые разножки с поворотом в воздухе, ни грандиозные зависающие жете, ни почти горизонтальные ассамбле в два с половиной оборота с падением на колено, ни дуэтные подвиги с тасканием балерины на одной руке не заставили публику ударить в ладоши — первый, очень робкий аплодисмент вспорхнул лишь к концу первого акта. Эта особенность британцев — не разбивать действие аплодисментами, чтобы не мешать работе актеров,— не обескуражила нашего героя, а лишь подхлестнула его азарт, позволив сохранить победительный драйв до самого конца спектакля. 

Оппонент Спартака — патриций Красс в исполнении Александра Волчкова — был действительно его противоположностью. Молодой красавец с телом античной статуи чувствовал себя увереннее в сценах оргий, чем на поле брани,— честолюбие этого военачальника явно пасовало перед сластолюбием. Технические амбиции премьера Волчкова тоже уступали непомерным аппетитам премьера Васильева, однако все положенное по роли (и двойные ассамбле, и револьтады, и зависания в прыжке с прогибом) он исполнил не просто качественно, но с какой-то щегольской яростью. Разве что пируэты иногда пошатывались. 

Темперамент этого Красса умело возбуждала куртизанка Эгина — Мария Аллаш. Балерина получила премьерный спектакль благодаря Светлане Захаровой: статусная прима Большого незадолго до гастролей отказалась ехать в Лондон (официальная причина — обострение старой травмы). Из-за отсутствия госпожи Захаровой заранее объявленные составы во всех балетах были изменены к большому негодованию английских балетоманов. Однако зрителям "Спартака" повезло: в отличие от предшественницы Мария Аллаш не считает свою героиню женой Красса и царицей Рима, а ведет себя соответственно ее положению, что сильно украшает партию. Здесь ведь не важна ни точность движений, ни грамотность ног, ни даже чистота танца — их отсутствие вполне искупает женская сексуальность, помноженная на страстное властолюбие. Госпожа Аллаш — единственная из московских Эгин, кто способен донести это не только до зрителя, но и до партнера. Поэтому немудрено, что распутные дуэты отрицательных персонажей снискали большее одобрение публики, чем благопристойные взаимоотношения Спартака и Фригии. 

Нина Капцова в роли подруги Спартака была, что и говорить, пресновата. Эта складная невысокая балерина с точеными ножками танцевала правильнее всех, четко и добросовестно исполняя все заданное по роли. Однако ее гармоничный танец напрочь лишен того драйва, который только и способен оживить схематичную хореографию Юрия Григоровича, а актерский темперамент не выходит за рамки амплуа лирической героини. Впрочем, эта Фригия — тоже лучшая из всех, имеющихся в распоряжении Большого. 

И вообще, на премьеру было выставлено все самое-самое: тройку диких пастухов блистательно станцевали ведущие солисты труппы (не по статусу, а по факту) Вячеслав Лопатин, Андрей Болотин и Денис Медведев. Очень старался кордебалет, по своему обыкновению больше преуспев в сценах распутства, чем в тяжелых боях. 

Словом, по московским меркам этот "Спартак" удался. Но по окончании спектакля занавес поднялся только раз, а аплодисментов хватило лишь на два выхода солистов на авансцену, что триумфом (и даже большим успехом) назвать трудновато. Но организаторы, выставившие "Спартак" в самом начале гастролей, были все равно правы. Ведь свой лондонский сезон Большой закончит беспроигрышным "Дон Кихотом" с Натальей Осиповой и Иваном Васильевым в главных ролях. А значит, триумф театр все-таки себе обеспечит.

ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА

Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе