Спектакль "Без названия" взбудоражил публику на "Золотой маске"

Пьесу Чехова поставил театр из Ярославля Довольно ярко и нереально по нашим временам плотско началась последняя неделя на «Золотой маске». Первый российский театр — имени Федора Волкова из Ярославля — представил спектакль «Без названия» по Чехову, который претендует сразу на несколько номинаций в разделе «большая форма». Претендует не без основания. С подробностями из театра Маяковского - обозреватель «МК».
Три акта, два антракта. Три совершенно разные декорации. Много-много страсти, мужских и женских амбиций относительно друг друга. Любовная, причем многосерийная драма. И почти ничего социального. Именно так выстроил раннего, 18-летнего Чехова вдвое старше его режиссер Евгений Марчелли. Видимо, чувства и мысли, терзавшие юное дарование еще в позапрошлом веке, оказались востребованы мужчинами разного возраста. Антоша Чехов и не имел такого любовного опыта, такого душевного экстрима, о котором написал в своей самой ранней пьесе. Но мечтал о нем и сублимировал в творчество.

Весь первый акт проходит на авансцене перед пожарным занавесом, безоговорочно отрубившим актеров от каких бы то ни было отвлекающих моментов, как-то: декорация в виде стула, реквизита в виде графинчика. Кажется, даже музыка не звучит в доме генеральши Войницкой, куда съезжаются гости. А гости голодны — все время говорят о завтраке. Перед нами ни много ни мало — реалистический театр: говорят неторопливо, основательно, особенно пожилые актеры. От чрезмерного интонирования, хорошо поставленных голосов веет чем-то вчерашним: есть качество, но нет правды. Неужели в таком же духе и дальше будет? — думаю я. И вспоминается чудесный фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино» Михалкова с его невозможно импрессионистской атмосферой: глаза Калягина-Платонова, срывающийся голос Сашеньки-Глушенко, лихость Табакова — эх…

Но… появляется Платонов — главный герой пьесы — и воспоминания о михалковском шедевре улетучиваются. Начинаются нервы, конфликты, закипают страсти - буквально на ровном месте. Этот кряжистый мужчина, мало похож на утонченную натуру, а больше на экспедитора или тренера по дзюдо, как будто ищет бури… Ну неймется ему — почему? Нереализованность? Несостоятельность юношеских надежд после университета? Но тема лишнего человека — не тема спектакля Ярославского театра, и это показывают дальнейшие события. Режиссер Марчелли вместе со своими артистами, как на блюде, выносит публике чувственный мир души и тела. Мужчина и женщина — какими они были, какие — теперь. Конфликт мужского и женского начала, на котором пока еще держится мир, во втором акте разыгрывается как фарс. По сути — пошло-сериальный, по воплощению — качественная комедия.

И качество это держится на актерском мастерстве, эмоциональных и остроумных мизансценах. Думается, что Евгений Марчелли, увы, накануне попавший в больницу и не видевший московского показа своего спектакля, гордился бы своими актерами: Анастасия Светлова (генеральша), Ирина Веселова (Софья Егоровна). В этом невыносимо-прекрасном треугольнике и оказывается Платонов - блестящее исполнение Виталия Кищенко. Интересно следить за чередой свиданий на койке Платонова. И тут, надо сказать, постельная сцена обошлась без натурализма — зал хохочет, ожидая появление очередной платоновской пассии. Интересно следить за душевным садо-мазохизмом героя: бабы его достали, но он без них не может. Формула его существования: соблазнил-погубил — единственное, на что он способен. И смешно и больно.

Фарс второго акта сменяет трагедия третьего. И для этого художник Илья Кутянский наконец-то открыл всю сцену. Ее пустоту скрашивает лишь десяток венских стульев с гнутыми спинками. И это, пожалуй, единственное, что осталось изящным в этой жизни.
Фото:goldenmask.ru
источник
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе