Спектакль «Сны господина де Мольера» в «Ленкоме»: За что Людовик разлюбил Мольера

Свою версию пьесы Булгакова «Кабала святош» представил режиссер Павел Сафонов в спектакле «Сны господина де Мольера» в «Ленкоме».
Этот спектакль - о противостоянии художника и власти и о том, как переменчиво бывает высочайшее покровительство.
Фото: Екатерина Цветкова


Советская цензура запретила эту пьесу после первой же читки во МХАТе в январе 1930-го. Полтора года спустя, после разговора Булгакова со Сталиным, постановка все-таки была разрешена. Пришлось переделывать текст, убирать острые реплики. Но и это не спасло спектакль. Он был сыгран семь раз, потом его запретили. Цензорам показались слишком явными аналогии между монаршей и советской диктатурой.

Сегодняшний зритель, возможно, увидит другие аналогии - с нашей жизнью. Ведь спектакль «Сны господина де Мольера» в «Ленкоме» - о противостоянии художника и власти и о том, как переменчиво бывает высочайшее покровительство.

Вот например, сегодня Мольер читает стихи, посвященные Людовику XIV. «Король-солнце» благодарит за это. Мушкетер д’Орсиньи, то есть представитель силовых структур, вручает Мольеру гонорар от короля в 5000 ливров. А завтра тот же король лишает Мольера своего покровительства - выдает мэтру чуть ли не волчий билет и запрет на профессию. И чтобы мольеровская труппа не умерла с голоду, разрешает играть только комедии. Ничего этот сюжет не напоминает? Либеральная публика наверняка найдет аналогии с Кириллом Серебренниковым, хотя в деле о хищении 68 млн. рублей, по которому режиссер находится под домашним арестом, пока не все ясно.

Другой сюжет. «Государь, это сатана», - характеризует Мольера другой персонаж пьесы - архиепископ Шаррон. И умоляет короля защитить религиозные чувства верующих, которые оскорбил драматург своим «Тартюфом» так сильно, как наших православных активистов оскорбляет фильм Алексея Учителя «Матильда». У Мольера - Кабала Священного Писания, у нас - движение «Святая Русь». В пьесе театр полон безбилетных мушкетеров и подозрительных личностей. У нас эти личности подбрасывают свиные головы к дверям театра.

«Мы назвали наш спектакль по пьесе Булгакова «Кабала святош» - «Сны господина де Мольера...», - говорит режиссер Павел Сафонов. - Сны, потому что наша действительность иногда и впрямь как дурной сон. И хочется встряхнуть всех, чтобы проснулись, чтобы увидели, что нельзя убивать за веру, что нельзя предавать».

В роли Мольера - Игорь Миркурбанов. В стоптанных ботинках и мятых штанах он «имеет такой вид, точно спал не раздеваясь». Так задумано по пьесе. Но у придирчивого зрителя почему-то возникает эффект дежавю. И обликом, и исполнительской манерой Миркурбанов - Мольер очень похож на Миркурбанова - Веничку (спектакль «Вальпургиева ночь), и на Миркурбанова - Гришку Отрепьева («Борис Годунов»). А брюзгливо-отстраненный Людовик в исполнении Виктора Вержбицкого - как две капли воды персонажи Вержбицкого из других спектаклей. Немножко от эмигранта Пушкина (спектакль «Борис Годунов»), немножко от доктора-психиатра («Вальпургиева ночь»). Как будто кто-то приклеил к их лицам одну и ту же маску, так что теперь не оторвать.

Удается перевоплощаться в разные характеры Дмитрию Гизбрехту. Его архиепископ просто великолепен. Дмитрий занят во многих спектаклях «Ленкома», и каждая его роль это мини-бенефис. В «Снах...» он отъявленный негодяй, фарисей и ханжа. При этом в Гизбрехте такое актерское обаяние, что глаз не оторвать...


«Ленком»

м. «Чеховская», «Тверская»,

ул. М. Дмитровка, 6.

25 сентября, 6, 15, 27 октября.

Цена билетов: 500 - 3900 руб.

Автор
АНАСТАСИЯ ПЛЕШАКОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе