Старейший театр заговорит о современности

30 августа, в собственный день рождения, бывший императорский Александринский театр представил обширные планы на грядущий 257-й сезон. Его главная особенность — окончание десятилетней программы «Новая жизнь традиции», с которой худрук









Фото Интерпресс/Илья Выдревич
Валерий Фокин начал обновление старейшего театра России.
— Десять лет это серьезная дата, за это время здесь успело поработать множество русских и европейских режиссеров. Конечно, у нас были ошибки, но в целом задачу выстроить новый подход к классическим произведениям мы выполнили, — рассказал Валерий Фокин. — Но несмотря на то, что театр старейший, он должен быть обязательно развернут к тому, что происходит вокруг. Наша новая программа — я еще не знаю, как она будет называться, — будет более чувствительна к социальным проблемам, к тому, что происходит в обществе прямо сейчас. Кроме того, за прошедшие 10 лет у нас было очень мало современной драматургии — Леванов и Дурненков сильно выделялись на фоне классики. На мой взгляд, жизнь сейчас требует совсем другого подхода, — заключил худрук.

В новом сезоне ожидается целых четыре премьеры — 9 сентября народный артист России Николай Мартон исполнит моноспектакль «Монологи в Царском фойе», приуроченный к 50-летию его служения Александринке. 25 сентября зрители увидят премьеру на Малой сцене — «Сон смешного человека» ученицы Камы Гинкаса Ирины Керученко по одноименному рассказу Достоевского. А 10 ноября состоится премьера долгожданной фокинской «Литургии ZERO» — спектакль по «Игроку» того же Достоевского, который был впервые анонсирован еще год назад.

— В определенный момент мы осознали, что довели спектакль до состояния полного сумасшествия. После весенних генеральных репетиций стало ясно, что нужно поработать еще, — рассказал Фокин.

Четвертой и самой необычной премьерой станет «Невский проспект», который худрук Александринки ставит совместно с Дмитрием Волкостреловым, Дмитрием Егоровым, Алексеем Забегиным и Дмитрием Юшковым.

— Я уже начал работать с группой молодых питерских режиссеров — вместе с ними мы задумали спектакль о современном Невском проспекте. Я абсолютно не ощущаю себя как худрук — более того, мне неинтересно просто сидеть и руководить. В этом случае я такой же, как все, участник творческого процесса. Пока что нам удается, и в будущем должен очень удачно заиграть гоголевский «Невский проспект», потому что, по сути, на главной улице города мало что поменялось. По форме — да, а по сути — все то же самое. Эта работа каким-то образом проявит наши позиции по поводу новой программы театра, — выразил надежду Фокин.

Седьмой фестиваль «Александринский» на этот раз состоится не осенью, а весной — поближе к большому открытию. В мае 2013 года свои двери распахнет новое здание Александринского театра на набережной реки Фонтанки. Валерий Фокин уверяет, что аналогов этому зданию нет — не только в стране, но даже в Европе.

— Дело не в том, что там будет суперсовременный зал на 300 мест — это и так понятно. Главное — соединение образовательного учреждения, школы и мультимедийного центра. Синтез получится поистине уникальным — вплоть до интернет-театра и других технологических экспериментов. Городу давно нужна свободная площадка для показа проб молодых режиссеров, для их поисков и самовыражения, — заявил Валерий Фокин. — Однако это и не студия — в новом здании будет также свой собственный репертуар, в котором будут заняты актеры Александринского театра. Главным режиссером станет Андрей Могучий.

Фокин рассказал, что в данный момент театр работает совместно с научно-исследовательским университетом информационных технологий (НИУ ИТМО) для разработки программного обеспечения мультимедиа-начинки нового комплекса.
По мнению главного режиссера Александринского театра, городу недостает театральных специалистов, и их также будут воспитывать в новом комплексе.

— Я не говорю об артистах — мы наберем их в академии; сейчас стоит вопрос о новых худруках и директорах — таких людей очень мало, — заключил Валерий Фокин. — Молодым людям зачастую страшно входить в устоявшийся театральный коллектив, налаживая с ним контакт. Гораздо проще взять и порубить все. Да, это легко, но нужно учиться быть дипломатами — прийти в труппу, заинтересовать, увлечь, заразить — предлагать компромиссы, рассматривать каждый случай в отдельности. Сейчас так не умеют. У молодых должен появиться вкус к репертуарному театру! Мы будем воспитывать таких ребят на уровне магистратуры — к нам будут приходить люди, уже получившие театральное образование в других местах.


Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе