«Страсти по Бумбарашу» – спектакль с уникальной историей на сцене «Табакерки»

Уже ни для кого не новость, что спектакль «Страсти по Бумбарашу» (режиссер – Владимир Машков) в Московском театре Олега Табакова возродили спустя почти 30 лет после премьеры.

И возродили очень своевременно, вдохнув в него вторую жизнь. Ведь и сегодня очень важно вновь переосмыслить, осознать и прочувствовать смутное время гражданской войны. Когда единый народ делили на красных и белых, сталкивали людей лбами в непримиримой классовой ненависти. Сейчас же становится понятно, насколько все происходящее было неоднозначно и по сути бессмысленно, на чьей стороне была тогда правда, и была ли она вообще? Стоило ли её искать в толстом томе немецкого «Капитала», который доверчивый деревенский паренёк пытается всучить аполитичному Бумбарашу? Не похожи ли высокие идеалы Белой гвардии на попытку посадить орхидею в навозную грядку? И не являются ли карикатурные красные революционные шаровары Василия Ивановича, пошитые из лозунгов, своего рода драматическим символом утраченных иллюзий?


На сцене выстроен не мир, не время, а период безвременья, когда происходит отсечение прошлого от будущего, когда у каждой стороны имеется своя правда. Как в любой стихии есть центр, так и в спектакле все действия происходят в деревне, в которую мертвым официально, но дезертиром по сути возвращается солдат Семён Бумбараш с немецкой войны, навоевавшись досыта. Очень искренен и органичен в этой роли Севастьян Смышников – один из самых ярких представителей молодых актеров «Табакерки». История становится живой и максимально реалистичной с помощью любовных линий. Бумбараш любит свою невесту Варю, Варю любит и его брат Гаврила, а Сонька-атаманша, несмотря на силу и независимость предводительницы банды, горячо любит поручика Ильина. Эти линии получились очень глубокими и сильными, несмотря на общую разрушительную атмосферу хаоса.

Варю – свою первую главную роль – в спектакле сыграла также молодая актриса театра Ангелина Пахомова. Замечательная, тонкая и очень эмоциональная актерская работа получились у Александра Кузьмина (Гаврила). Прекрасная Аня Чиповская играет бывшую салонную певицу из Петербурга, которая становится Сонькой-атаманшей, прошедшей через огонь, воду и медные трубы, и оттого еще более одинокой. Бриллианты на шее и тонких пальцах, лоснящийся мех через плечо, горящие глаза, подведённые черным, и острый карманный нож в цепких руках. «Подари мне колечко, женишок», — просит она у наивного Яшки (Владислав Миллер), и показывает на чеку бомбы в его руках. Безусловный и очень разносторонний талант Ани Чиповской невозможно в полной мере оценить с телеэкрана, а вот на театральной сцене он блистает во всей красе, переливается многочисленными гранями, ослепляет и доводит до мурашек. Её Сонька скрывает тоску по любви за дерзкими преступлениями и лихими деяниями, командует бандой, поёт красивым хриплым голосом романсы, кружит головы деревенским анархистам, и внезапно перевоплощается чуть ли не в сказочную принцессу, вальсируя с красавцем-поручиком Ильиным (Евгений Миллер), тосковавшим по ней в долгой невольной разлуке.


«Страсти по Бумбарашу» – спектакль музыкальный, актёры говорят стихами и много (и очень неплохо для драматических артистов) поют. Стихи Юлия Кима нарочито просты и очень похожи на простонародную речь, а песни проникновенно хороши и давным-давно известны и любимы зрителем: «Журавль по небу летит», «Ходят кони над рекою», «Надоело воевать», «Тушите, пожалуйста, свечи, если пламя хотите зажечь» и запоминающаяся залихватская «Казачья походная» (та самая: «Эх, Конотоп, Воронеж, ядрёна вошь!»).

В Табакерке собралась сильная и яркая молодёжь. Они, как факельное пламя, буквально горят на сцене. Наряду с артистами из старой гвардии, в массовке, обозначенной как «красные, белые, бандиты, бандитки», заняты студенты Школы Олега Табакова. Свежая кровь на сцене органична, у ребят чёткие попадания в яркие образы. Особенно хороши девушки, играющие отвязную банду Соньки, грубых женщин с металлическими зубами. То есть, как и всегда, на сцене у Владимира Машкова всё на высшем уровне. Это и сценография Александра Боровского, и безупречный свет Дамира Исмагилова, и костюмы Марии Боровской, и, конечно же, хореография звёздной Аллы Сигаловой.

В одном из интервью накануне премьеры возрожденной постановки Владимир Машков сказал, что мечтал восстановить спектакль «Страсти по Бумбарашу», хотя восстановить ничего нельзя, можно только продолжать что-то делать. В спектакле занята вся труппа, все поколения театра и новые артисты из Школы Олега Табакова. «Страсти по Бумбарашу» — это дань уважения великому и горячо любимому создателю театра – Олегу Павловичу. Спектакль не просто собирает регулярные аншлаги, он вдыхает новую энергию и хранит великое наследие легендарной «Табакерки».

Автор
Наталия Каминская специально для Musecube. Фотографии Ксении Бубенец предоставлены театром имени О.П. Табакова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе