Поначалу кажется, что Мищенко, не мудрствуя лукаво, решил, максимально доверившись автору, попытаться проникнуть в суть каждого из характеров, не деформируя своей постановки заумными концепциями.
И в самом деле, со времени смерти Шукшина в российской ментальности практически ничего не изменилось, а сюжетные коллизии его произведений предельно узнаваемы. Изменились разве что костюмы, интерьеры и денежные единицы. Пожилой профессор (Янис Якобсонс), женившись на молоденькой красотке, как в рассказе "Ночью в бойлерной", наверняка будет страдать от ее истерик и требований новых нарядов. А в ситуации Очкарика (Кирилл Малов) из рассказа "Привет Сивому", который влюбился в девушку не своего круга, может оказаться практически любой.
И вряд ли кто-то поспорит с тем, что пьянство у нас так же неискоренимо, как плохие дороги. Не к психоаналитику же идти, когда болит душа. Особенно если в бойлерной работает понимающий Сантехник (Сергей Русенко), который если ничего и не посоветует, то уж точно выслушает.
И вытрезвители, в одном из которых поутру просыпаются герои, тоже пока никто закрывать не собирается.
В спектакле Мищенко, ставшего автором сценографии к спектаклю, этот вытрезвитель очень напоминает больничный морг. Герои, страдающие от тяжелого похмелья, узнаваемы и реалистичны. Есть среди них крутые парни, есть и люди смешные и порой странно-нелепые.
В Театре имени Гоголя крепкая и слаженная труппа, артисты знают свое дело, не отрываются от жизни и понимают, как создать точные и порой абсолютно неожиданные характеры. Актерскую молодежь, играющую новую драму или вербатим, хочется отправить на этот спектакль как на мастер-класс.
Проблема только в одном. Василий Мищенко, снявший фильмы "Крутые" и "Крутые менты", в последнее время доказывает, что его героям не чужд духовный поиск. К примеру, бравый моряк из его недавнего сериала "Батюшка" и вовсе занялся возрождением храма православной общины. Спектакль "А поутру они проснулись" постигла та же участь. Режиссер в нем делает акцент на религиозной основе прозы Шукшина, но делает это хрестоматийными и дряхлыми, как сам театр, способами. На плаще Социолога, явившегося в вытрезвитель опрашивать пьяниц, красуются огромные и тяжелые белые крылья.
Многоэтажный дом на заднике к финалу сменяется православной иконой. А сцену во время действия по поводу и без повода заволакивают клубы вонючего дыма, который спускается в зал, заставляя кашлять зрителей первых рядов.
Актер и режиссер Василий Мищенко: "Шукшин так же современен, как Пушкин и Гоголь"
В нашем спектакле мы хотели отдать дань Шукшину — великому русскому художнику, режиссеру, актеру, писателю. Мы как будто еще раз говорим: "Ребята, посмотрите: на нашей земле жили такие люди!" Поверьте, Шукшин так же современен, как Пушкин и Гоголь. Его рассказы написаны в 70-х годах, но в наши дни происходит то же самое. Люди по-прежнему пытаются быть счастливыми, но несчастны. Ищут радость в этой жизни и не находят ее. Но у Шукшина всегда есть надежда, что надо только жить правильно, и тогда все будет хорошо. А что еще нужно для людей, живущих на российской земле?