Театр в Волковском

Всего 3 спектакля показал ярославцам Малый театр. Гастроли уместились в 5 дней. Дважды на сцене Волковского прошло «Горе от ума» в постановке Сергея Женовача (Юрий Соломин в роли Фамусова, Людмила Полякова – Хлестова, Виктор Низовой – Скалозуб), дважды – «На сякого мудреца довольно простоты» Островского. Этот спектакль идет на сцене Малого уже 5 лет, а в прошлом году удостоился государственной премии. Третий спектакль – тоже классика, но зарубежная, «Тайны Мадридского двора» Эжена Скриба. Он не сходит со сцены 15 лет подряд, причем все спектакли в Москве проходят с аншлагами. И все это корреспондентам рассказал на пресс-конференции сам глава Малого, народный артист Юрий Соломин.

Это неправильно, когда пресс-конференции назначают перед началом гастролей. Нет, я понимаю, что с точки зрения маркетинга именно так и следует поступать. Но все равно обидно. Потому что «до» Малый театр просто уважаешь «заочно», как и полагается частично образованной провинциалке, – ну не довелось мне прежде увидеть спектакли Малого вживую, не довелось! Зато сколько вопросов я бы могла задать «после», когда открывающий гастроли спектакль «Горе от ума» уже сыгран. И главный вопрос: как вы делаете это? Я ничего не понимаю в вашем искусстве, я не слишком грамотный зритель, я и в театр раз в год по обещанию... Но до чего же вы здорово сыграли! Я себе чуть ладоши не отшибла (и не одна я, между прочим).

Собственно говоря, Юрий Соломин пытался что-то растолковать журналистам на пресс-конференции:

– Мы стараемся говорить языком и мыслями Грибоедова, так, как понимаем их по своей необразованности. Мы поняли вот так.

Просто и без амбиций. Это удивительно, но Юрий Мефодьевич не говорил привычных фраз о служении высокому искусству в наше смутное время всеобщей деградации и засилья поп-культуры, о трудной судьбе и великих заслугах старейшего и известнейшего в России театра. Судя по всему, эта тема руководителю Малого театра и заслуженному артисту СССР просто неинтересна. Впрочем, о судьбах театра его все же спросили – не осветить этот больной вопрос российской интеллигенции не может себе позволить даже Юрий Соломин. Назвался груздем...

«Кому-то это нравится, кому-то нет, но мы пытаемся и историю, и традицию соблюдать. Играем только классику, это принципиальная позиция. Меня постоянно спрашивают, как чувствует себя традиционный театр сегодня, и это одно время смущало. Да хорошо мы себя чувствуем! У нас нет проблемы со зрителем. А те, кто к нам не идет, те ходят в другие театры.

Наша цель – сохранить свой театр, ту русскую театральную школу, которая вне возраста. А все прочее, я считаю, это не проблемы, это просто жизнь вокруг нас. Но и это пройдет», – сказал Юрий Мефодьевич, и тут же перешел к представлению коллег-актеров. Вернее, актрис: на пресс-конференции присутствовали разом все основные героини грибоедовской комедии: Софья – Ольга Молочная, Лиза – Инна Иванова, буквально на днях получившая титул заслуженной артистки, и Хлестова – народная артистка России Людмила Полякова. Кстати, для Людмилы Поляковой это был дебют – до сих пор Хлестову играла Элина Быстрицкая, попавшая в больницу накануне гастролей.

«Слава богу, успели мне костюмчик сшить! – заметила по этому поводу Людмила Полякова, – не то пришлось бы выходить в современной одежде. А насчет сложности – это моя работа. Божественный текст, божественные партнеры! Но Хлестову я даже на родной сцене не играла!».

Не в декорациях дело

Не знаю, что считает сама Людмила Полякова, но если судить по реакции ярославских зрителей, роль удалась. Как, впрочем, и все прочие роли. Я не говорю о Софье, или Чацком, или Репетилове – им по штату положено играть на «отлично». Но и самые «проходные» персонажи играют так, что сам Александр Грибоедов был бы доволен.

Мой знакомый, который в свое время закончил театралку, сказал, что в спектакле жестко не простроены мизансцены. Жестко – это когда четко расписаны все движения актеров, вплоть до поворота головы. А в «Горе...» актеры просто выходят на сцену, играют и уходят в какую попало сторону – не простроено. Подозреваю, что это так и есть. И декорации у Малого более чем скромные: разве это дело – несколько параллельных ширм с дверными проемами, толком не раскрашенных даже. Как будто трудно намалевать что-нибудь смелое и многозначительное, в духе символизма.

Поневоле вспомнилось, как впервые в жизни смотрела оперетту «Сильва». Спектакль, само собой, гастрольный, Краснодарский театр, что ли. Декораций – ровный ноль, на сцене три стула... Боже мой, что это был за спектакль! Как эти люди играли! Я влюбилась в оперетту сразу – и на всю жизнь.

Словом, вот оно – великое чудо искусства, чудо театра. Из совсем ничего, из совершенно не перекрученного, вопреки современным тенденциям, авторского текста и подчеркнуто естественной игры вдруг возникает. Ну то, что, как говорят, и должно в театре возникать – тот самый катарсис.

Подлинность страстей

В последние годы нас как-то приучили думать, что текст пьесы должен быть осмыслен символически, необходимы режиссерские находки, особое видение темы. А если играть просто, без экзерсисов – это, извините, кондово. Тенденция обязывает – на осеннем театральном фестивале можно было наблюдать, как стараются «идти в ногу» иные провинциальные театры. Они бы играли просто того же, скажем, Шекспира, но боязно – вдруг о них плохо подумают. Поэтому королеву Гертруду сажают в таз с грязью, что явно символизирует общую нечистоту ее помыслов, а Гамлет в знак душевных терзаний начинает щеголять в дырявых носках. К счастью, на шекспировский текст реформаторы не покусились, и спектакль в итоге все-таки состоялся. Шекспир все «вытащил»!

В отличие от робких провинциалов Малый театр может себе позволить смелость быть тем, чем считает нужным.

Юрий Соломин говорит так:

– Решение спектакля, его концепция – все это дано у автора. Чехов, Пушкин, Толстой – они все, что нужно, написали уже. Наша задача расшифровать это с помощью своих средств, и большего не нужно. Если у Толстого в тексте написано «пауза», я должен остановиться и подумать, зачем это написано. И пусть не понимаю сразу – но Толстой ведь не мог это написать просто так, чтобы лишних денег заработать. И однажды вдруг меня осеняет: так вот для чего это написано! Сегодня иные не хотят думать. «Какая пауза? Вымарать!». И вымарывают. И начинают «дрессировать» артистов, которые часто, к сожалению, не имеют права голоса.

А то, что делают с авторами сегодня... Я намедни посмотрел Чехова и пришел в ужас! Плохо говорить о коллегах неудобно, но это не коллега! Нельзя так обращаться с человеком, которого якобы любишь.

Как бы ни менялась театральная мода, есть вещи, актуальные всегда. Подлинность страстей. Никому не нужен текст «без отдачи», под текстом должно быть еще что-то, главное.

Оксана Якубович

Юность-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе