«Театр возникает, когда ты полон жизни…»

24 мая день памяти Олега Ефремова.
В этот день (24 мая 2000 года) ушел из жизни один из выдающихся режиссеров ХХ века, основатель «Современника», реформатор сцены, художественный руководитель МХАТа (в 1970-2000 гг.) Олег ЕФРЕМОВ.

В память о нем «Театрал» приводит несколько цитат из интервью режиссера разных лет.

 
Я думаю вот о чем. Давайте любить жизнь и понимать это как все-таки некое ответственное дело. И приносить это в свою работу.

* * * 

1946 год


Когда я в сорок пятом году поступал в Школу-студию, а это было сразу после салюта Победы, конкурс был: пятьсот человек на одно место! Сейчас таких конкурсов нет, а тогда так было. Это говорит о том, что значил театр в то время, каково было его место в жизни, что для людей значили знаменитые актеры! Значение театра в жизни было совершенно другое, не то чтобы небожителями считали актеров, просто занятие театром было самым престижным делом. И общественный идеал театра сыграл в моем решении выбора профессии.

 * * *

Репетиция в "Современнике". 1960-е.


Театр возникает, когда ты полон жизни, любопытства и желания сказать миру о том, что думаешь. Вот если к молодости обращаться, нужно, прежде всего, помнить: нельзя в эту пору терять время, это самое лучшее время в жизни человека. Это я говорю с позиций человека нынешнего времени.
 
* * *

1970 год


Как и все театры с большой историей, Художественный театр чаще других громко хоронят и отпевают! А он вопреки прогнозам воспаряет! В этом вся штука, что театр подобно человеку вдруг неожиданно может воспарить. Не только МХАТ, любой театр! МХАТ, в который меня позвали, на тот момент был очень неинтеллигентный и разобщенный театр, что-то шло от стариков, а что-то от среднего поколения и даже от молодых. Это был театр с душком бездумья, всерьез об искусстве здесь говорить было нельзя! Я дал себе пять лет, чтобы поправить дела. Как лечить сегодняшнее состояние театра, каким образом? Мне кажется, дело сейчас не в том, чтобы еще одного талантливого переманить, надо чтобы возник иной климат.

Вопрос не в талантах. Каждый делает свой театр, но очевидно что-то должно быть преемственным. Вот говорят, что искусство МХАТ было строгое и простое. Но какое же строгое искусство было в «Горячем сердце», где все существовало на грани гротеска? Думаю, дело не в выражении, не в нахождении языка общения, язык может быть конфликтным с залом, а может – наоборот. Если говорить о главном наследии основателей Художественного театра, то оно состоит в том, чтобы не удовлетворяться в поисках живого человеческого образа. Надо быть очень мужественным в осознании основного и главного: понимать, где не получается, все время искать и открывать новое, привносить это новое в жизнь на сцене.
 
* * *

Начало 1980-х


Я бы сказал, что все-таки Художественный – это театр XX века, национальный театр, который привнес в искусство очень многое, взяв лучшее у Малого. Главное в Художественном театре – это движение, постоянное и обязательное развитие. Вообще развитие – это не ровненькое что-то, а это всегда туда-сюда, туда-сюда... Но главное... Это Лев Николаевич сказал – по-моему, очень здорово! – «Главное не то место, которое ты занимаешь, а то направление, куда ты двигаешься».

Вот это очень важно... МХАТ всегда ругали, это стало чем-то даже естественным. Ругали и справа, и слева. Конечно, существовали моменты, когда место, которое занимал Художественный театр, было самым высоким. Того, кто попробовал бы критиковать МХАТ в 40-е, в 50-е годы в тюрьму могли посадить. Так было.
 
* * *

На дне рождения Галины Волчек


Театр всегда хочет как-то завоевать внимание. Но сразу ощущаю бездуховность, бессердечность того или иного сочинения. А то, что интересно, должно быть обязательно духовно – это закон театра. Я ощущаю боль за сегодняшний день, но адресую ее к себе. Могу пояснить что произошло. Случился перерыв в сознательной деятельности человека. Идет это от всей нашей жизни. Я не могу сказать, что сегодня все молодые критики против Художественного театра или против этого направления в искусстве. Но многие просто не знают истории театра. Знают какие-то отдельные эпизоды, события, а непрерывной истории не знают. За последние десять лет произошло сокрушение кумиров. И осуществлялось это вдохновенно, без оглядки. Вот раз был Константин Сергеевич долгие десятилетия незыблемой фигурой, авторитетом – значит, и он должен пойти в полный перемол.

И Художественный театр попал в тот же перемол. Что способствовало этому? Вспомним, как особенно с послевоенных лет началось принудительное омхачивание всего советского театра, несмотря на грандиозные достижения, того же Мейерхольда, Вахтангова. И как ответ данному принуждению – театр в своем движении остановился. Но сам-то Станиславский не участвовал в этом омхачивании, у него самого ни один спектакль на свой другой – не похож. Он в каждом спектакле ставил новые задачи – перед актерами, перед художниками, всеми. Это самое трудное – все время ставить новые задачи! Верю, что схлынет эта волна сокрушения кумиров, отойдет в сторону. Но в прошлом важно слышать оценки современников. Так важно услышать смысл наследия Станиславского и Немировича-Данченко: каждый спектакль должен рождаться из новой идеи и задачи!
 
* * *

На репетиции спектакля "Сон разума". 1973 год


Я думаю, когда мы сегодня обсуждаем, какие театры открывать, какие запрещать, какие закрывать, какие направления поддерживать, а какие не поддерживать, – это очень опасный путь. Каждое направление имеет право на существование, но должно существовать с той основой, о которой я говорил. Да, мы живем в свободное время, но, вынося какому-то явлению приговор, должны ощущать свою ответственность перед жизнью и временем. Я за то, чтобы все оставалось, как есть. Пускай сама жизнь многое подскажет. Время все расставит по местам. Те театры, которые сумеют  выжить в новых экономических условиях, – будут жить. Те интересные явления, что оказались беспомощными в нынешних обстоятельствах, – государство поддержит. Мы придумаем какую-нибудь форму этой государственной поддержки. Мхатовцам нужно подумать, какие стороны и грани своего искусства нужно сохранить и развивать. Просто так восстанавливать старые ценности – занятие ненужное. Самое трудное было для меня – поставить «Три сестры», чтобы это совсем не было похоже на спектакль Немировича-Данченко. Но поставить по-новому, не придумывая искусственно какие-то обстоятельства, не помещая героев в гарнизон или казарму, – это будет чуждо для МХАТа. Да и не Чехов это.

Мне хотелось найти новый ресурс именно из Чехова, потому что найденное Немировичем – представлялось пройденным. Так Художественный театр должен смотреть на каждую свою новую работу. Если это произойдет, то постепенно будут возвращаться подлинные ценности.
 
* * *

В кабинете МХАТа. 1986 год


Для меня чеховские персонажи – герои, потому как они совершенствуют человеческую породу. Они зовут в будущее, потому что мучаются, когда нарушают законы порядочности, когда живут не в согласии со своей совестью. Вот в чем мудрость человеческая? Человек переживает многое: и любовь, и отчаяние, и потерю, и несправедливость, но чеховские герои приходят к пониманию, что люди должны жить единой жизнью, едиными законами мироздания, природы. Поэтому финал «Трех сестер» – «Надо жить!»

* * *

На репетиции пьесы А. Гельмана «Скамейка». Олег Ефремов, Татьяна Доронина, Олег Табаков. 1983 год


Когда я говорю, что игнорирую критику, на самом деле это не так. И читаю, и обижаюсь, и ощущаю, и предполагаю, почему тот или иной так пишет. Это и ранит, и переживаешь от прочитанного – все есть. Время стремительно движется к веку следующему. И ставя новые задачи, нельзя терять чувство реальности. Сегодня мало самокритики, трезвости оценок на свой труд. Когда критика начинает муссировать тему: устал я или не устал, могу сказать – это зависит от многого.

Я, действительно, ощущаю себя достаточно одиноко сейчас, потому что свои задачи приходится пробивать через какие-то жизненные наслоения, вроде того, что нет денег на зарплату или декорации не на что делать. Это преодолевать сегодня трудно, а как преодолеешь, сил работать не остается.


Цитаты приведены по изданию: Олег Ефремов. Альбом воспоминаний. М., 2007

Автор
ПОДГОТОВИЛ ВИКТОР БОРЗЕНКО | ФОТО: АРХИВ МХТ ИМ. ЧЕХОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе