Долгострой на «Коломенской» хочет расконсервировать Владимир Машков.
Фото: РИА Новости/Алексей Никольский
Глава Союза театральных деятелей, худрук Театра Олега Табакова и «Современника» Владимир Машков попросил Минкультуры передать здание на «Коломенской» для спектаклей «Золотой маски». Еще в 2015 году Олег Табаков заложил там, на пересечении проспекта Андропова с Нагатинской улицей, филиал МХТ имени Чехова. Спустя девять лет проект далек от завершения. «Известия» поговорили с председателем СТД и узнали, возможно ли закончить стройку и открыть новый театр в Москве.
«Чайка» упорхнула
Олега Табакова помнят не только как великого актера. Он был еще и великим, непревзойденным менеджером. Из угольного подвала на Чаплыгина Табаков сделал свой театр-студию, он был директором «Современника», после ухода Олега Ефремова возглавил Художественный театр, открыл колледж для одаренных детей и растил там себе артистов.
В 2015 году он пригласил труппу МХТ имени Чехова на пустырь у метро «Коломенская». Здесь Табаков заложил камень в основание нового здания Художественного театра.
— Эта сцена на «Коломенской» задумывалась Олегом Табаковым копией МХТ имени Чехова, — рассказал «Известиям» Владимир Машков. — Еще одна сцена нужна была Олегу Павловичу, чтобы репетиции премьерного спектакля проходили на ней, а играли бы на основной в Камергерском. Потому что на время выпуска театр фактически приходится закрывать на две недели. На сцене выставлены декорации новой постановки и идут репетиции. А она могла бы использоваться.
Олег Табаков во время церемонии заложения камня в основание нового здания Художественного театра
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зоя Игумнова
Как рассказали артисты МХТ, Олег Табаков хотел сохранить репертуар театра с его традициями и классикой, а все смелые эксперименты играть в филиале на «Коломенской». Он мечтал о том, чтобы люди имели театр в шаговой доступности и искусство не концентрировалось бы в центре. По тем временам открыть театр за пределами Садового кольца было очень смелым шагом. Но Табаков смотрел вперед и верил в эту сцену. Сдать объект должны были 24 мая 2018 года.
— А 12 марта 2018 года не стало Олега Павловича, худруком МХТ назначили Сергея Женовача, — вспоминает представитель дирекции МХТ имени Чехова. — Он отказался от строящегося здания, хотя оно уже практически было готово. Он говорил тогда, что Художественный театр достоин филиала в центре, а не на «Коломенской». А филиал должен был кормить труппу. Но сцена строилась, чтобы у артистов не было простоя. Она гарантировала им работу. На фасаде была мхатовская «Чайка», а теперь ее нет.
Здание уникально. В нем два подземных и семь надземных этажей. Общая площадь объекта — 31 572 кв. м. Главный зрительный зал мог вместить 650 человек, зал малой сцены — 200. В комплексе театра должны были разместиться медиастудия, гримерные, рекреационные зоны и даже гостиница. В МХТ приезжали актеры и режиссеры из регионов и из-за границы. Чтобы их не селить в гостиницах, как это делали постоянно, в Коломенском были задуманы служебные квартиры.
Так не доставайся же ты никому
В 2019 году в связи с отказом ФГБУК «Московский художественный академический театр имени А.П. Чехова» (МХТ имени А.П. Чехова) от строящегося здания Минкультуры России было принято решение о закреплении этой сцены за Александринским театром — в статусе московского филиала Национального театра России (Александринский театр). 27 марта 2019 года — в День театра — Министерство культуры объявило об объединении старейших российских театров Александринского (Санкт-Петербург) и Волковского (Ярославль). Новая институция получила официальное название «Театрально-культурный комплекс «Первый национальный театр России».
— Поскольку объединение вызвало бурную реакцию общественности, его решили не доводить до конца, — рассказал «Известиям» худрук Театра Моссовета, экс-глава Волковского театра Евгений Марчелли. — Мы даже детали работы не успели обговорить. Ну и о здании речи не шло: было активное сопротивление нашему объединению.
Здание филиала ФГБУК «Московский художественный академический театр им. А.П. Чехова» (рендер)
Фото: gradient-project.com
После неудавшейся попытки получить площадку под Национальный театр Валерий Фокин предложил передать ее созданной им Ассоциации национальных театров. По замыслу, на этой сцене шли бы постановки из регионов. В декабре 2020 года Главгосэкспертиза России одобрила проектно-сметную документацию. Были откорректированы поэтажный состав помещений и планировка крыльца главного входа в театр. На входах в зрительскую зону должны были устроить пандусы для людей с ограниченными физическими возможностями. Кроме того, запланированы и другие многочисленные изменения первоначального проекта. Продолжительность строительства филиала Александринского театра в Москве должна была составить 64 месяца, или пять лет и четыре месяца. Но и у Валерия Фокина не получилось открыть в Москве сцену.
Машков + Гергиев = «Золотая маска»
Сейчас долгострой у метро «Коломенская» обнесен забором. Никакой вывески об объекте — и никакой техники на площадке. Только бурьян и бытовки, в которых явно кто-то обитает. За парадной стороной фасада стоит сарай с трубой, из которой идет дым.
Долгострой у метро «Коломенская»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зоя Игумнова
— Я каждый день мимо хожу на работу, не знаю, что там охраняют, но вонища стоит жуткая, — поделилась продавец из соседней «Пятерочки».
В заборе есть одно окошко, закрытое решеткой. И номер телефона охранника, который с трудом говорит по-русски. От парадного входа в стиле Шехтеля остались ржавые воспоминания. За панорамными стеклами видны леса и бетонные лестницы. Проникнуть внутрь нам не удалось. Зато это получилось у Владимира Машкова.
— Я был в здании. Там очень большая основная сцена, зал не огромный, но вместительный, — рассказал народный артист. — Есть несколько малых сцен с хорошим пространством. По задумке, зал должен был трансформироваться. Машинерия придумана серьезная, но ее там нет. Это здание подошло бы для СТД — для более широкого сотрудничества с другими театрами России.
Идет речь и о том, что Союз театральных деятелей, как учредитель театральной премии «Золотая маска», мог бы привозить в Москву спектакли, номинированные на престижную награду. Сопредседатель СТД, худрук Мариинского и Большого театров Валерий Гергиев даже предложил вариант помощи.
— В той же Мариинке Валерий Абисалович предоставит для спектаклей «Золотой маски» сцену, — рассказал Владимир Машков. — Потому что у него их несколько, то есть будет возможность играть на ней спектакли. Мы в этом смысле с ним двигаемся в одном направлении. Конечно, Союзу театральных деятелей нужна своя большая сцена.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
Сейчас у СТД только площадка на Страстном бульваре, но она маленькая и необорудованная — а ведь в 2026 году Союзу театральных деятелей России исполнится 150 лет.
Как считает Владимир Машков, здесь могли бы показывать лучшее, проводить мастер-классы. Сейчас площадка находится на балансе Министерства культуры. Председатель СТД ходит по инстанциям. Написал письмо и в министерство.
— Планирую встретиться с министром культуры Ольгой Любимовой, — рассказал Владимир Машков. — Так как было поручение президента России сделать организационный комитет по празднованию 150-летия СТД России (согласно указу, возглавит оргкомитет заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко. — «Известия»), я попросил рассмотреть возможность отметить юбилей на «Коломенской».
Председатель экспертного совета «Золотой маски» по драматическому театру и театру кукол, главный редактор журнала «Сцена» Дмитрий Родионов считает, что иметь свою сцену с практической стороны удобно. Это позволит избежать вопросов с арендой разных площадок для показа спектаклей ЗМ в Москве. Тем более у столичных театров напряженные графики.
— И каждый раз это серьезная организационная и финансовая проблема: как обустроить региональный театр на московской сцене, — говорит Дмитрий Родионов. — Гастроли театра в Москву оплачивались из разных источников: это средства фестиваля, включая бюджетные, и спонсоры. А некоторым театрам выехать в столицу помогали региональные власти. Всё индивидуально и зависело от возможностей коллективов. Но всегда организация таких показов требовала больших усилий дирекции «Золотой маски».
Идея своей площадки Дмитрию Родионову кажется в целом позитивной. Другое дело — практическая реализация этой задачи. Собственно говоря, это как открыть новый театр в Москве. Заполнить такую площадку только спектаклями фестиваля сложно. Но в течение года можно показывать в «off-программе» лучшие постановки по мнению экспертных советов «Золотой маски».
По словам председателя СТД, когда он пришел на свою должность, в Союзе театральных деятелей были «отключены» все деньги. Отказались спонсоры, Министерство культуры перестало финансировать «Золотую маску». Сейчас ему приходиться «включать» ресурсы. Его мечта — чтобы на культуру обращали внимание не по остаточному принципу.
Глава Союза театральных деятелей, худрук Театра Олега Табакова и «Современника» Владимир Машков
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зоя Игумнова
— А мой принцип — лучше сделать и пожалеть, чем ничего не делать, — говорит Машков.
С просьбой уточнить судьбу здания на «Коломенской» «Известия» обратились в Министерство культуры.
— Функции государственного заказчика по строительству здания осуществляет ППК «Единый заказчик» в рамках государственной программы «Строительство». В соответствии с программой планируемый срок ввода объекта в эксплуатацию — 2029 год, — ответили в ведомстве.
Владимиру Машкову удалось вернуть Театру Олега Табакова всё здание на «Сухаревской». Здание, которое построил Олег Павлович, лишь частично досталось его труппе. Две трети занимали банк и другие организации. Закрыв сезон Театра Олега Табакова, Владимир Машков приступил к ремонту сцены на «Сухаревской». По проекту через два года здесь будет театральный центр с несколькими сценами, репзалами, кафе и библиотекой.
Исторический подвал Театра Олега Табакова тоже пока похож на стройплощадку. Но в середине 2025 года, когда закупят необходимое оборудование для эксплуатации, сюда тоже придут зрители. А пока новый сезон труппа откроет на сцене «Современника». 14 сентября Владимир Машков ждет зрителей на «Матросскую тишину». 1 октября здесь приступит к работе труппа «Современника». Два коллектива будут делить две сцены на Чистых прудах, гастролировать и искать временную площадку для учеников Олега Табакова.