Театральный туман

А и вправду... Жизнь наша театральная какая-то туманная, неясная. Одни решения почему-то принимаются. Другие, казалось бы очевидные, - почему-то нет. И даже огонь пожара этот туман не рассеивает, а только нагоняет.

Театральных романов все меньше - театрального тумана все больше. Такая вот закономерность.

Сгорел театр "Школа современной пьесы". Театр хороший, известный, со своим лицом и проч. и проч. То есть понятно, что, если с театральной карты Москвы этот театр исчезнет, - очевидная пустота.

А между тем, совсем неподалеку возводится новое здание театра. То есть как возводится? То строится - то замораживается. То опять возводится потихоньку.

Казалось бы... Сгорело старое здание, и департамент культуры Москвы должен бы сказать: "Господа режиссеры и актеры! А так же, и в первую очередь - зрители! Не нервничайте! Мы вошли в ситуацию. Обещаем вам, что в такие-то сроки новое здание будет построено!". И начать строить.

Но все не так просто. И не то, чтобы департамент культуры говорит нет. Но и не то, чтобы он говорит да, и называет сроки. В тумане все.

Прекрасно понимаю Юрия Петровича, который не хочет возвращаться к людям, которые его предали

В принципе, все московские театры можно разделить на три неравные группы. Одни работают спокойно ( их меньшинство). Другие существуют в туманном ожидании того, что с ними случится то же самое, что произошло с театром имени Гоголя: то есть вдруг, безо всяких объяснений и объявлений сменят руководство. Поскольку прецедент был - многие находятся в туманном ожидании. (Таких большинство). А есть и те, кто живет в неясном тумане собственного существования. Лидер такого туманного существования, без сомнения, театр на Таганке.

Напомню, что там произошло, кто позабыл. Группа отчаянных артистов изгнала из театра своего учителя, великого русского режиссера Юрия Петровича Любимова. На его место пришел его ученик, выдающийся артист Валерий Сергеевич Золотухин, который, только начав неясную реформу театра, скончался. Юрия Петровича департамент культуры пригласил обратно, он, понятно, отказался.

После чего в театр назначали не худрука, а директора. Артисты-революционеры не могут унять свою прыть, и в театре все время происходят скандалы. То на открытии выставки. То на премьере. Таганку все время упоминают только и сугубо в связи со скандалами.

Казалось бы... Очевидно, что театр существует только тогда, когда у него есть художественный руководитель. Есть руководитель - есть театр. Нет руководителя - нет театра. Я не раз писал, в том числе и в "Российской газете", что с Любимовым поступили, интеллигентно говоря, - ужасно, а если попросту - то по-свински. И я прекрасно понимаю Юрия Петровича, который не хочет возвращаться к людям, которые его предали.

Но неприход Любимова на Таганку как бы подтвердил очевидное: тот знаменитый, великий театр на Таганке погиб. Все. Надо на этом месте строить новый театр, для чего назначать туда нового худрука, который будет строить что-то свое. Юбилей театра - не юбилей театра, это в данном случае не важно. Важно, чтобы был театр, по сути - родился на старом месте.

Ведь есть же у нас пример театра Вахтангова. Еще совсем недавно тоже много говорили о вахтанговских традициях, о том, что театром должен руководить только вахтанговец. И много всякой пустой ерунды.

А пришел в коллектив выдающийся режиссер Римас Туминас. Пришел в театр, где было много звезд и мало зрителей. И звезды поначалу тоже не все обрадовались и даже пытались Туминаса съесть. Он не ругался, не выступал с речами, а - работал. Просто ставил спектакли. И вскоре стало понятно, что театр Вахтангова - один из лучших в Москве и один из самых посещаемых.

И звезды - все - участвуют в спектаклях Туминаса. И каждая премьера театра - событие. И гастроли расписаны на несколько лет вперед. И огромный вахтанговский зал каждый вечер переполнен. И у входа - давно такого не было в академических московских театрах - стреляют лишний билетик и не на что-нибудь, а на отечественную классику: "Дядю Ваню" и "Евгения Онегина". И приглашенные режиссеры ставят так, что об их спектаклях говорит вся Москва.

Пришел Мастер и своим талантом разогнал туман. Иного способа вдохнуть жизнь в театр нет

Просто пришел Мастер и своим талантом разогнал туман. Иного способа вдохнуть жизнь в театральный коллектив - нет.

Театр Вахтангова - театр государственный, то есть принадлежит министерству культуры. Как и МХТ, который трудится на зависть всем: множество премьер, и все - аншлаговые.

Но тут на один из спектаклей пришли недовольные спектаклем люди и попытались спектакль сорвать. Не вышло. Тогда они начали собирать подписи за отставку Олега Табакова.

Это как вообще?

Олег Павлович Табаков - не только великий русский актер, но и выдающийся театральный менеджер. В его театре, слава Богу, выходят спектакли, которые вызывают споры. Но еще не хватает, чтобы люди, чьим вкусам его работы не соответствуют, требовали его отставки. И что теперь делать тем тысячам зрителей, которым МХТ нравится? Писать петиции: отстаньте от Табакова? Ну, не бред ли?

Почему министерство культуры, как хозяин театра, не подало в суд на тех, кто устраивает скандал посреди спектакля? Почему оно сейчас молчит? Или я чего не слышал?

Те чиновники, в чьем ведомстве находятся театры, должны, на мой взгляд, сделать две вещи: чтобы в коллективах люди работали спокойно и чтобы мы, зрители, получали удовольствие.

И все. И никакого тумана.

Текст: Андрей Максимов (писатель, член Академии Российского телевидения)

Российская газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе