Темень закулисья

Что-то я перестал понимать в неписаных театральных законах. Много лет театром занимаюсь: сам спектакли ставил, по моим пьесам ставили другие режиссеры, вроде как знаком с законами-то... И вдруг осознал: не понимаю чего-то самого главного. Это не журналистский ход - это правда. Не изобличение, не гнев руководят мной, а сомнение. Попытка подумать. Разобраться.

Помню, как совсем недавно мы разговаривали с актером Театра на Таганке. Актер хороший, известный, из тех, кто сам ушел из знаменитого театра, поняв, что ему не нравится то, что там происходит. На репетиции моего спектакля мы спокойно размышляли: кто будет тот российский режиссер, который первым решится пересечь порог знаменитой Таганки и начать репетировать с любимовскими актерами? Кто будет первым, кто наплюет на сантименты, которые в стародавние времена назвались "приличия"?

Был бы это кто другой - и разговаривать не о чем: мало ли ребят, которые хотят славы? Но в Театр на Таганке после изгнания Любимова его учениками пришел ставить спектакль подлинный мастер, человек с безупречной репутацией Владимир Мирзоев. Как такое может быть? Не понимаю...

Ученики изгнали учителя потому, что, на их взгляд, он сам плох и супруга его, во многом благодаря которой он в 95 лет сохраняет прекрасную форму, неудачная. Артистам надо что-то делать? Худрук - один из самых знаменитых учеников мастера - приглашает в театр не лишь бы кого, а одного из самых интересных сегодня режиссеров. Нормально? Нормально.

Великий российский режиссер празднует свое 95-летие на сцене театра Вахтангова, а на сцене театра, созданного им, другой режиссер репетирует с его учениками. Нормально?

Нижайший поклон Римасу Туминасу, который дал возможность Юрию Петровичу Любимову адекватно ответить, предавшим его ученикам: поставить на вахтанговской сцене "Бесов". Нижайший поклон Римасу Туминасу, который дал возможность отметить гению свой невероятный юбилей.

Я лично люблю и человека, и режиссера Володю Мирзоева. И его творчество мне очень интересно. Но я не пойду смотреть его премьеру на Таганке, потому что испытываю за него неловкость. Я - сумасшедший? Но я искренно не понимаю, как при живом гении можно пересекать порог театра, им созданного? Я не осуждаю, не воспитываю, я просто не могу понять.

Уверен: у Мирзоева есть множество практически обоснованных причин прийти в репзал Таганки. Так же, как у Золотухина есть миллион логических оснований возглавить театр, из которого изгнали его учителя. Я все-таки не до конца сумасшедший и понимаю, что слово "благородство" в сегодняшнем лексиконе отсутствует, к тому же у Любимова непростой характер, и за Юрием Петровичем (как и за каждым из нас) можно отыскать десятки грехов.

Но я искренно не понимаю, как можно открыть дверь его театра, прийти в его зал, к воспитанным им артистам, осветителям, костюмерам, бутафорам и начать репетировать. Не могу понять, сколь не пытаюсь...

Как и в затихающем конфликте в театре Гоголя есть одно обстоятельство, для меня неясное. Артисты театра Гоголя, возмущенные приходом к ним Серебренникова, аж митинг провели протеста! Интеллигенции жаль артистов театра, интеллигенция пишет сочувствующие статьи...

Но почему же никто не хочет замечать очевидного: первое, что сделали артисты, - предали своего худрука, который руководил театром более двадцати лет.

Требование артистов театра какое? Устроим конкурс желающих нами руководить. Что-то не видел я призыва: руки прочь от Яшина! Верните нашего худрука! Не захотели артисты защищать человека, который ими командует чуть ли не четверть века... Им как-то понятнее самих себя защищать.

И мне лично этот конфликт сразу стал неинтересен: мне не интересны люди, которые легко и непринужденно кидают своего лидера. Опять же с логической точки зрения понимаю: Яшин подписал заявление об уходе, чтобы не портить отношения с Управлением культуры, получил деньги за два месяца работы. Всё, как нынче говорится, давай, до свидания. А нам, будьте любезны, конкурс, на котором выберем нового начальника. Яшин хочет в нем участвовать? На общих основаниях. Предательство было совершено быстро, незаметно в запале борьбы с новым худруком.

Пришел Серебренников, поговорил с актерами, обозначил планы аж на два года - протест стал затихать. Сергей Яшин сидит без работы. Нормально? В общем, да. И мне лично очень интересно, что будет получаться у Кирилла с театром Гоголя. А что до артистов... Темень закулисья, одно слово. Точнее, два.

Протестуя против Управления культуры, артисты продолжали, насколько я знаю, получать зарплату, которую им это самое Управление выдает. Во всяком случае, я не слышал, чтобы кто-нибудь отказался от зарплаты... Как Управление культуры ругали - слышал многократно. А вот про отказ от зарплаты - как-то нет...

Повторю еще раз то, с чего начал: я не судья никому, не морализатор и не оценщик. Я просто хочу понять: почему, когда речь заходит о театре, общепринятые законы, извините, морали куда-то исчезают и на смену им приходит фраза: "Все не так просто?"

А по-моему, просто. Учителей предавать нельзя, если тебе не нравится, что делает учитель, - уходи. Тем, кто предал учителя, не надо помогать. И руководителя, с которым ты работал десятилетия, кидать не надо. Вот, собственно, и всё...

Текст: Андрей Максимов(писатель, член Академии Российского телевидения)

Российская газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе