«Тишину не купишь ничем»

В «Современнике» отметили еще один юбилей Зная нелюбовь Галины Волчек ко всякого рода юбилеям и торжествам, артисты «Современника» придумали необычный маневр, чтобы 21 июня пригласить ее в зал и все же отметить 40-летие руководства театром. В этот день 21 июня 1972 года был подписан приказ о назначении Галины Борисовны главным режиссером «Современника» (затем она стала и художественным руководителем). С тех пор, как шутили в одном из капустников, Волчек прочно держит одну руку на штурвале театра, а другой щупает пульс времени. Возможно, поэтому ее праздничная речь прозвучала с оттенком грусти, ведь говорила Галина Борисовна не только о театре и времени, но и о своих опасениях.
На церемонию никого специально не звали – в два часа дня в большом зале «Современника» собрались лишь те, кто каким-то образом узнал о столь домашнем мероприятии по «своим» каналам. Так, в полумраке пустого зала вдруг появился Марк Захаров; одиноко присел в двенадцатом ряду Павел Каплевич; с пышным букетом пробралась между телекамерами Наталья Селезнева. Была администрация театра, рабочие сцены, осветители, но при любом раскладе артистов на сцене в этот момент было значительно больше, чем гостей в зале. И от этого солидное пространство «Современника» казалось камерным и семейным…

Едва погас общий свет, на режиссерском столике загорелась настольная лампа, и Галина Борисовна вошла в зал – словно пришла репетировать очередной спектакль. Прозрачный стеклянный занавес плавно поднялся над сценой, и теперь можно было разглядеть легендарную труппу «Современника»: Неелова, Гафт, Гармаш, Бабенко, Дроздова, Ветров, Хаматова, Дегтярева, Суховерко, Миллиоти, Дорошина и многие другие выстроились в ряды.

Речь Сергея Гармаша (от лица труппы) была недолгой, но очень искренней и точной. Сорок лет назад Галина Волчек не просто возглавила «Современник», она к тому же попрощалась с кино и в каком-то смысле со своей актерской карьерой. «Безусловно, вы знали, что это изменит всю вашу дальнейшую жизнь, – подчеркнул Гармаш. – Но дело, нам кажется, не только в вашем гипертрофированном чувстве ответственности, а прежде всего в вашем характере и тех внутренних установках, с которыми вы не расстаетесь по сей день. За эти годы благодаря вам и вашей инициативе театр сделал 116 спектаклей. Естественно, что-то получалось, что-то нет. Кто-то был счастлив, а кто-то наоборот. И тем не менее главное, что мы вместе. С нами все эти сорок лет наш любимый полный зал».

К сорокалетию коллектив театра выпустил большой фотоальбом, в котором артисты рассказывают о своей работе с Галиной Борисовной и признаются ей в любви. Сергей Гармаш подчеркнул: «Это подарок не только вам, он и наш тоже».

Ответная речь Галины Волчек длилась пятнадцать минут, и в ней, конечно, звучали размышления о «Современнике» – как обычно, они и звучат на сборах труппы, на репетициях и в кулуарах. Есть нечто гипнотическое в ее «программных речах». Наверное, в этом и заключается один из секретов театра, чье творчество сорок лет не теряет актуальности.

«Вот сейчас открылся занавес, – начала режиссер, – и у меня ком подступил к горлу. Когда я вижу вас вместе – неважно, в какой момент, но просто вижу вместе, – испытываю радость, которую трудно описать. И потому самый большой страх у меня сейчас обращен в будущее – в том плане, что ожидается капитальный ремонт и нам предстоят переезды. Не дай Господь, чтобы ремонт разбил и раскидал нашу команду и театр начал напомнить что-то вроде тех антреприз, которые меня лично оскорбляют, какими бы замечательными они ни были… Основа основ драматического искусства – это психологический театр, и необходимость этого командного ощущения в театре, а не просто вышла звезда и звезде не дали гол забить, потому что в воротах плохо стоял вратарь. Какая бы талантливая ни была звезда, это не спасет дело. Поэтому я за тот театр, который до сих пор дает возможность людям не кукурузу щелкать, как они делают, когда смотрят экшены, а когда смогут затихать в зале. Вот эта тишина волшебная, она и есть наш кайф. Потому что аплодисменты аплодисментами, это, конечно, приятная часть нашей профессии. Но тишину не купишь ничем».

Возможно, что об антрепризах Галина Борисовна вспомнила еще и потому, что именно в антрепризу ушла из «Современника» Елена Яковлева, которую Волчек не раз ставила в пример как актрису, преданно служащую театру. Но, как бы то ни было, поводов для радостей в «Современнике» всегда больше. В этом сезоне, например, вышел ряд громких премьер, театр по-прежнему один из лидеров на театральной карте Европы. И все же основным поводом для гордости Галины Волчек является подрастающее поколение: «Я много лет говорю, что эстафету надо передавать не в том возрасте, когда ноги трясутся и идешь с клюкой, а надо передавать на бегу, когда еще энергия позволяет передать так, чтобы ее правильно приняли. И то, что в нашем театре смена поколений произошла безболезненно, – дорогого стоит. Мы собрали замечательную труппу. А еще воспитали двух молодых режиссеров. И каждый из них дает мне повод верить в то, что они пришли не случайно в наш коллектив, что они не дадут ему погибнуть. Они продолжат путь этого театра – не будут попадаться на те дешевые псевдосовременные штучки, которыми пытаются увлечь публику некоторые другие театры. Ведь если это произойдет, это будет беда, мы потеряем один из главных приоритетов в искусстве – репертуарный психологический театр».

Но пока Галина Борисовна (четвертое десятилетие подряд) мощно оберегает свой «Современник», не позволяя ему опошлиться, скатиться в попсу. С радостью вспомнила она и о недавней встрече с Марком Захаровым, который приходил на премьеру: «Когда коллега такого класса, как Марк, приходит с женой, с дочерью, с директором и я вижу его взволнованное лицо и то, как он воспринимает спектакль – хвалит, естественно, и наших аксакалов, и просит меня передать отдельное спасибо Жене Симоновой – это дорогого стоит. Но самое главное, что он при этом сказал: «Ну и молодые у вас!» – и сладко зажмурился. Для меня это было в тысячу раз дороже, чем все ругани и похвалы тех, кого я не читаю уже в течение двадцати лет».
Новые известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе