Три голые попы и эквилибристика

В Ярославле прошел традиционный международный Волковский театральный фестиваль. Своими впечатлениями о нем хочется поделиться с читателями «Золотого кольца».


В ПЕРВЫЙ день Волковского фестиваля играли гости. Новосибирский академический драматический театр «Красный факел» - лауреат премии имени Федора Волкова «За вклад в развитие театрального искусства России». И пьесу выбрали замечательную - «Маскарад» Лермонтова.

Неумирающая классика, и как она современно звучит! О неразумной ревности, о том,  что  с веками мужчины не меняются, что они наступают на одни и те же грабли. Платок Дездемоны, который превратился в браслет Нины Арбениной. И о подлости людской, о верности нехорошей поговорки: не делай добра - не получишь и зла. Сегодня я спасаю тебя от разорения, а завтра ты пытаешься разрушить мою семью. Подлость нынешнего века исключительная, и потому  «Маскарад» как никогда актуален. Правда,  сейчас яд не применяют, но страсти еще как пылают: то алименты мужчины не платят, то детей крадут у бывших жен и подруг...

С первых сцен, с момента, как игроки начали стучать картами о столы, я подумала, что это мне напоминает какой-то спектакль. В антракте посмотрела афишу ярославской «Кармен», а потом афишу новосибирцев. Так и есть: режиссер-постановщик обоих спектаклей - Тимофей Кулябин. И стала понятна тяга театральных режиссеров к перемене мест, их нежелание взваливать на себя постоянные обязанности главных режиссеров или художественных руководителей. Работая в театре на постоянной основе, надо каждый спектакль делать по-разному, непохожим на предыдущий. А это десятки спектаклей в течение многих лет. Сегодня фарс, завтра драма, послезавтра авангард… Тяжелый труд. А когда курсирующий из города в город постановщик ставит спектакли в разных театрах, отдаленных друг от друга тысячами километров, то можно работать по одному шаблону. Стучат игроки картами в «Маскараде» так же, как девушки-работницы стучали сигарами в спектакле «Кармен», и никто из зрителей об этом не догадывается.  И танцы были похожими, только костюмы разные.

В целом же актерский ансамбль замечательный. Недоумение вызвала только игра актрисы, исполнявшей роль Нины: что-то студенческое, непрофессиональное, и голос слабый. Плохо слышно ее было уже в ложах бельэтажа. А каково на балконе? И преклонный возраст актера, игравшего самого Арбенина, 40-летнего по пьесе, вызвал какой-то внутренний протест, как-то даже неловко было, когда он полез по громоздкой железной конструкции. Несолидно. Впрочем, на один из прошлых фестивалей тоже привозился «Маскарад», и актер тоже был в весьма почтенном возрасте. Но зато как играл, какой мощный у него голос с великолепной дикцией! А в спектакле новосибирцев главным фигурантам явно не хватало голосовых связок…

И еще одна претензия: звуковым фоном спектакля была исключительно иностранная музыка. Ну совсем как в «Горе от ума» ярославского театра. Поневоле подумаешь: сговорились, что ли, молодые режиссеры терзать театрального зрителя этой иностранщиной?

Зато второй день фестиваля останется в моей памяти надолго. Как они играли! Актеры Казанского большого драматического театра имени Качалова представили ярославским зрителям «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому. Начало спектакля сопровождалось танцем красивых занавесей под замечательную музыку (удачная фишка), у зрителя  сразу же создавалось праздничное настроение. В спектакле присутствовал весь современный набор новомодных штучек: и танцы, и показывание ножек, и гротеск. Но с каким чувством такта и умеренности все это было использовано!

Актерская игра бесподобная. Запомнилась главная героиня -

Марья Александровна Москалева в исполнении народной артистки России Светланы Романовой. Старая школа актерского мастерства, а главное, хорошего голоса и дикции, торжествует. Режиссура великолепная: вот Марья Александровна в сцене, где она ожидает беспутного мужа, пока он оденется, делает некоторое подобие танца, платочек в руках, а зритель уже понял, что ей так и грезятся блестящие балы в Петербурге, куда она надеется попасть как теща князя. И что она точно так же, как дочь, желает вырваться из опостылевшего городка с его сплетнями. О, какой был великолепный князь в исполнении народного артиста России Геннадия Прыткова!  Этот спектакль - настоящие именины сердца для театрала.

Третий день фестиваля начался с показа трех голых мужских задниц на пятой минуте спектакля: венгерские актеры из театра имени М. Чоконаи, что из города Дебрецена, играли русскую пьесу Сергея Медведева «Парикмахерша». Новый вариант «Калины красной» в России XXI века.  Если раньше зеки вступали в переписку с незнакомыми женщинами с целью вырваться из криминальной среды, начать нормальную жизнь, то сейчас цели другие.

На халяву посылки получать от наивной дурочки, письма ее читать на потеху братве. Потом приехать, продать ее квартиру, дурочке же молотком по голове. Самому скорей в Москву - бизнес начинать с первоначальным капиталом. И тут теоретики экономики правы: собственность - это кража, весь бизнес начинается с преступления.

И вот мы в парикмахерской. Количество героев пьесы явно превышает количество занятых в спектакле актеров. Посчитайте сами. Вот наша героиня Ирина и вторая парикмахерша Таня. Есть Николай, бывший муж Ирины, и три ремонтника, которые как раз и демонстрировали попы во время помывки в душе после завершения ремонта в парикмахерской. Есть еще трое пожарных и мама одного из них плюс постоянный клиент - судья и зек по имени Женя, с которым переписывается Ирина, а также его друг Ренат. Итого 14 действующих лиц. Всех их играют... актриса и три актера. Причем роли Тани и мамаши играют актеры-мужчины. А в массовых сценах, где действующих лиц больше четырех, актеры подают реплики сразу за нескольких действующих лиц.  В принципе такой способ не нов, но что-то не пришлась к сердцу такая трактовка  пьесы Медведева.

Хотя режиссура неплохая. Декорация оригинальная - стена, заклеенная газетами, используется в разных вариациях: то пожарные ее преодолевают, то Ирина из окна стены с влюбленным в нее пожарным разговаривает, то сам пожарный рисует на газетах свою мечту… Актерская игра превосходная, перевоплощаются мгновенно, когда играют за нескольких героев. Какой замечательный гротеск! И грустно, и смешно зрителям. Но ощущение чего-то искусственного, неестественного не покидало весь спектакль.

Задача режиссера, на мой взгляд, состоит в том, чтобы донести как можно точнее замысел автора пьесы до зрителя, показать это наглядно, заставить сопереживать героям драмы. И даже немножко научить жизненной мудрости на чужом опыте, показать типичную ситуацию со стороны. А тут как будто целью режиссера было не донести до зрителя пьесу, а показать себя, любимого: вот что придумал, а смотрите, как лихо провернули! Порой спектакль был похож на цирковое представление. И уместен он был скорее на высших режиссерских курсах, чтоб показать приемы режиссеров-новаторов. Посмотрев его, я поняла: дрейфуем в сторону эпатажа и эквилибристики.

.Золотое кольцо 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе