В ярославском драмтеатре имени Федора Волкова состоялась премьера спектакля "Ревизор".
О том, что для актеров Волковского "Ревизор" - "повод для самого отвязного и изобретательного актерского хулиганства", на сайте театра было заявлено задолго до премьеры.
- Театр - это вообще хулиганское занятие, и пьеса очень хулиганская, - считает режиссер спектакля Денис Азаров. - Там даже самая небольшая роль - это подарок для любого актера и огромное пространство для самовыражения и каких-то придумок. А так как это все-таки комедия, то можно и похулиганить. Выражается это в основном в актерской игре, в каких-то театральных приемах.
В итоге нахулиганили на 16 плюс и, наверное, на 50-60 минус. Спектакль молодой: и по режиссерско-актерскому составу, и по творческому заряду. И для молодых - воспринимающих как должное любые эксперименты над классикой.
Например, почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин в постановке Дениса Азарова - гламурный и голубоватый мажор с серьгой в ухе и в костюме розового зайца на тусовке по случаю приезда "ревизора", помещики Бобчинский и Добчинский - два гопника в кроссовках и полуспортивных серых костюмах с буквами "В" и "D" во всю спину. Попечитель богоугодных заведений Артемий Филиппович Земляника обзавелся неизвестной Гоголю женой, которая "рулит" за аморфного супруга так, что в конце концов даже откликается на его имя.
Хлестаков - проигравшийся в карты хвастливый и никчемный парень из столичной молодежной тусовки, оставляющий "с животом" дочку Городничего. Сам же "хозяин" уездного города одет в увешанный медалями китель капитана третьего ранга покроя прошлого века и современные трикотажные штаны с веревочкой на поясе. В момент своего мимолетного триумфа (после сватовства Хлестакова к его дочери), когда Городничего распирает от собственной значимости и будущих сногсшибательных перспектив, он стоит на балконе своего дома, как Сталин на мавзолее, гордо взирает на толпу славословящих его горожан и делает наполеоно-сталинский жест - прячет руку за борт кителя. Находка отличная, но сам китель в медалях неизменно отсылает к событиям более чем 70-летней давности, которые мало походили на комедию. И это все-таки коробит.
Впрочем, гоголевская идея и глубина от "хулиганства" не пострадали. Наоборот, весь гротескный сюжет словно приблизился к зрителю, вошел в его время, приобрел особую реалистичность, ткнул пальцем в очевидное: да ничего не изменилось, ребята. И никогда не изменится. Да таких персонажей, за которыми наблюдать подчас не смешно, а грустно, - пруд пруди.
- В этой пьесе есть две ремарки. Одна эпиграф, русская пословица: "На зеркало неча пенять, коли рожа крива". А другая - из уст Городничего: "Над кем смеетесь? Над собой смеетесь", - говорил на пресс-конференции перед спектаклем исполнитель роли Городничего Владимир Майзингер. - То есть это про нас с вами. Это не какие-то придуманные люди. Это мы такие.
Однако, если кто-то решит сводить на этот спектакль недоросля, не читавшего гоголевского текста, - от такой идеи лучше отказаться сразу: чтобы оценить и понять увиденное, надо все же иметь записанный "на подкорке" первоисточник.
- Мне кажется, правильнее все-таки сначала читать литературное произведение дома, а потом уже идти в театр, - согласен и Денис Азаров. - А не так, как меня лично учили в школе, когда учителя не хотели заниматься с нами литературой, а вместо этого водили нас в театр, отбивая тем самым охоту к чтению на самом деле.
Фото: Ирина Штольба