«Виктор Рыжаков: Надо сторожить в себе человека, или В бой идут одни старики...

Профессор Маргарита Георгиевна Ваняшова - о творческой встрече с режиссером и педагогом Виктором Рыжаковым на фестивале "Будущее театральной России"


Творческая встреча с Мастером и его курсом. Школа-студия МХАТ. Молодежный фестиваль БТР - "Будущее театральной России". 24 апреля 2015. 

Виктор Рыжаков признался вчера, что очень любит приезжать в Ярославль, в Волковский театр - и на премьеры, и на фестивали, и один, но чаще – со своими студентами. Афиши всех БТР непременно включают спектакли студентов Мастерской Виктора Рыжакова. Вчера мы увидели «Несовременный концерт». 
Виктор Анатольевич несколько лукавил – но и впрямь – он не хотел рационализировать в каких-то формулировках смыслы своего спектакля. Он и его ребята – едины в своих творческих началах. «Я занудствую, а они – вредничают…» - вот и весь рассказ педагога о своей работе со студентами. Но это – лукавая улыбка мастера.


Рыжаков с его парадоксальными для многих декларациями о театре, хорошем и разном, - в его лекциях на БТР –– «Время требует пафоса и трагедии» (не только о жанрах), «Театр как место спасения» – задумывается о человеческой душе, о том, как нужно ее оберегать и охранять. И прежде всего, самому человеку – стоять на страже собственной души, ведь она может и убежать, и оставить человеческое). На курсе Рыжакова ставят «Тишину» Фолкнера (инсценировку романа "Шум и ярость"), рассказы Андрея Платонова, но мастер ссылается на последнюю книгу Светланы Алексиевич «Время – секонд-хэнд» и фразу, которая его зацепила. «Человека в себе надо сторожить. Из своего опыта, я могу сказать, что самое сложное — остаться человеком». 
«Несовременный концерт» посвящен старости и молодости. Молодой старости и вечной молодости. Формат вербатима сегодня не новость. Задача педагога - обратить молодых не только к опыту стариков, но к их менталитету, особенностям их жития-бытия на онтологическом уровне – не меньше! В этом спектакле 20-летние студенты становятся стариками. Опыт рискованный, и студентов ждет бытие своих персонажей на чрезвычайно острой грани… Молодые старики один за другим идут в бой, в свою прожитую жизнь…
Когда они начинают спектакль, вспоминаешь старый советский фильм «Запасной игрок», где Павел Кадочников, молодой тогда актер и его герой – актер Светланов-Дедушкин играл профессора Бабушкина. Надо сказать, очень убедительно играл. И весьма похоже по тем временам. А потом сбрасывал годков этак тридцать-сорок и начинал отплясывать веселую кадриль… Ничего родственного с жизнью в нарумяненном моложавом старике не было, и то, сказать, образцовая советская комедия. И песни бодрящие о советских стариках: - Нам года не беда! Если к цели стремитесь большой, оставайтесь всегда молодыми – Никогда (повтор 3 раза) не старейте душой!

В спектакле «Несовременный концерт» с первой его секунды – полный отказ от какой бы то ни было приглаженности. Все наоборот.
Как молодые видят стариков? 
Юность бесцеремонна и жестока, порой даже цинична. И очень смешлива и насмешлива. В юности весь мир кажется предельно смешным. Они смеются, у них на это есть право – право их молодости. Это их время! 
В спектакле старики идут согбенными, стройными рядами. Ощущение паноптикума или кунсткамеры – 20-летние передразнивают, окарикатуривают поведение и повадки своих персонажей. Сгорбленные, кряхтящие, кашляющие, глухие, или тугоухие, утратившие остатки памяти, слепые и полуслепые, повально беззубые, шамкающие, гнусавые, хрипящие, говорящие хриплым басом и срывающиеся на фальцет…. Собрание анекдотов? Один из зрителей в возрасте счел происходящее явным глумлением и быстро покинул зал. 
Вот, разве не анекдот?
Старик принес другу желанную поллитровку. Тот его спрашивает – а стаканЫ принес? С ударением на «ы» - стаканЫ!…
- Да, я купил! Купил! – торжествующе показывает бутылку друг. – А стаканЫ? - вопросы и ответы продолжаются бесконечно, собеседники не понимают друг друга, зал заливается радостным смехом, смех порой переходит в гогот… Молодые вовсю потешаются над старыми. Старость и впрямь - смешная штука. 
– Радостный ты мой! – обращается один из стариков к своему внуку. Радость и превосходство молодости над старостью привычны. Старуха беседует с врачом и ничего не добивается… Врач прописал своей пациентке одно лекарство – делать по утрам зарядку! Так доктор Дорн смеялся над Сориным, человеком, который все чего-то хотел, - и советовал ему выпить от старости валерьяновых капель…
Одна из героинь говорит о себе: – Я всегда была молодая! И никогда не была старухой! Никогда! Я почувствовала себя старухой только в 96 !!!…. 
Конфликт, заданный режиссером, вопрос дефиниций. Чем отличаются старики от молодых и молодые от стариков, кроме опыта их жизни, который часто молодыми в расчет не берется? 
20-летние «старики» досконально изучали своих подопечных, наблюдая их в домах ветеранов или рядом с собой. Они перенимали движение, пластику, походку, речь…. 
И – вдруг и разом! – понесла нелегкая! И ноги, которые плохо сгибались, волшебным образом распрямились - и вот она, молодость – невероятно, но - вернулась! И это так легко! 
«И опять во дворе нам пластинка поет…»! И всем по 19 – и нисколечко не больше! И они поют и танцуют. «Я иду не с тобой а с Наташкой в кино»… И кавалеры один за другим приглашают свои прекрасных девушек…, "во дворе, где каждый вечер все играла радиола, где пары танцевали, любя …" 
«И лишь тебя не хватает чуть-чуть…»… - девушка пропоет эти слова – и увидит его, своего, старого, спешащего к ней на полусогнутых, но - любящего, сердечного, единственного…

Времена меняются и пересекаются мгновенно. Перелеты в прошлое и возвращения стремительны, как вспыхивающие клипы памяти. Фарс и карикатура сплавлены Рыжаковым с лирикой. Мастер знает, что делает, что он сотворяет с сердцами зрителей. Он сторожит человека. И его ученики сторожат человека. И в зале уже утих гогот, не стало слышно смешков. Наступила та благословенная тишина, которая открыла лица юных актеров – чистые, свежие, родные, искренние.…И лица зрителей, в чем-то заметно изменившиеся…

Вот старый человек вспоминает, как он ходил в школу босым, обувки не было, в начале 30-х годов, и, как придя в школу, однажды сказал: – Спасибо товарищу Сталину за наше босоногое детство! – и как учил его отец ремнем и плеткой – за такое «детство» могли посадить и отца, и мать… Вот женщина рассказывает как переживали вражеские налеты, как воевала, как сбивала фашистские мессеры…

Узнаваемые реалии середины ХХ века. И «Унесенные ветром», и Битлз, с их триумфом в СССР 70-х, и Майя Кристалинская, и праздничные демонстрации… 
И кадры из фильмов - знакомых и незнакомых молодым - идут чередой, один за другим – довоенный еще фильм «Свинарка и пастух», где диалог Муталиба и Глаши звучит в теплой и пародийной современной коннотации, «Кубанские казаки» и «Воздушный извозчик» - встреча женской эскадрильи и летчиков из соседней… с песней «Дождливым вечером…» - лихо было все сделано, прочувствовано и прожито… 
Конечно, как написал Павел Руднев, к этим фильмам с полным серьезом относиться нельзя …. 
Но почему и за что их так любят? И в чем тайна обаяния «Кубанских казаков»? В разное время фильм воспринимался по-разному. И как сказка-поэма, вселяющая веру и надежду на будущие хлеба на наших необъятных полях, на фоне голодной страны, и как пырьевская лакированная и приукрашенная действительность… Но фильмы любят - за лиризм, за неподдельность и искренность чувств…

В современном «Несовременном концерте» Гордей Ворон скачет на своем лихом коне за своей Мариной не под музыку Дунаевского, а скорее под нечто похожее на песни из «Неуловимых мстителей». А потом идет объяснение, почти в стиле капустника, но Рональд Пелин так похож на Сергея Лукьянова в роли Гордея Ворона, а Ира Обручкова на Марину Ладынину, что видишь почти реальный фильм, эпизод из которого удивительно точно и, разумеется, с веселящей и животворящей иронией воспроизводит сцену объяснения в любви Гордея Ворона и Галины Ермолаевны из "Кубанских казаков"! Но Рыжаков не спешит умиляться. Он не дает своим ребятам петь «старые песни о главном». Ни «Ой, цветет калина», ни «Каким ты был, таким остался…» Для него важно, что после сцены любовного свидания в степи – идет финал, как в фильме, с песней, где к героям присоединяются все участники фильма – колхозные комбайнеры, хлеборобы и полеводы – такая грандиозная оратория, поставленная как массовое торжество и триумф близкого наступающего коммунизма! - И в спектакле - к дуэту поющих присоединяются идущие из глубины сцены серьезно-взволнованные сокурсники-соратники... Но как педагогу удается добиться полного соответствия внутреннего самоощущения важности этой певческой миссии финала фильма в духе сталинского времени? И звучит хоровая и, конечно же, насквозь ложно-пафосная песня о прекрасной жизни. Песня, притворяющаяся массовой и лирической. Таких песен, в отличие от названных "Ой. цветет калина..." - не пели в жизни никогда. Их пели только в кино. И режиссеру важно подчеркнуть эту сторону искусства, которое способно лечить души, но способно и выхолащивать жизненную правду…
В этом спектакле можно увидеть бездонное количество проявленных и непроявленных смыслов. Поэтому всякий раз ребята договариваются, о чем они будут говорить в спектакле сегодня, что явится для них главным? О великой любви, об искусстве, ложном и правдивом, о стране, лгавшей и защищавшей, предающей и любящей, о человеческом духе, который бессмертен и не сдается и который по всем законам жизни рано или поздно спешит покинуть земные пределы… 
О контрастах свободного движения и пластики, безумной энергетики современного танца, о свободе самовыражения, о зависти уходящего тела к молодому и сильному, к тем, кто в секунду может сесть и растянуться в классном шпагате, изумить сальто-мортале и прокрутить стремительное «колесо»… Вот почему спектакль завершается гимном и апофеозом свободному проявлению молодости.

Фото Маргариты Ваняшовой и сайта Школы-студии МХАТ

Автор
Текст Маргариты Ваняшовой
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе