Во МХАТе заняли патриотические позиции

Эдуард Бояков сменил Татьяну Доронину.
Продюсер и режиссер Эдуард Бояков назначен новым руководителем МХАТ им. М. Горького.
Фото: Владимир Гердо/ТАСС


Его заместителем по творческой работе станет режиссер Сергей Пускепалис, а замом по литературной части — писатель Захар Прилепин. Новые назначения комментирует Алла Шендерова.


«Существование МХАТ имени Горького как театра в нынешнем его виде можно объяснить только нерешительностью и непрагматизмом культурных властей. <…> В середине 90-х доронинский театр на Тверском ассоциировался с политической фрондой, с коммунистической оппозицией, и нежелание трогать его можно было объяснить заботой об общественном спокойствии. Теперь это малодушие со стороны властей выглядит не более чем страхом перед профессиональной женской истерикой»,— писал обозреватель “Ъ” Роман Должанский еще в 2002 году (см. “Ъ” от 11 января 2002 года). Малодушие растянулось на без малого два десятилетия. За это время руководитель МХАТа Татьяна Доронина успела отпраздновать 85-летие.

По разным данным, планы почетных проводов народной артистки СССР на пенсию вынашивались не раз. Так, например, в 2011 году вопрос и церемониал прорабатывался на уровне администрации президента РФ — вплоть до того, какой орден и какой степени может утешить народную любимицу. Но и тогда на смену руководства не решились — возможно, потому, что не нашли подходящих кандидатур.

За последние годы их сформировали само время и меняющаяся в стране ситуация.

Без тени иронии можно сказать, что Эдуард Бояков и Захар Прилепин вольют в старые мехи новое вино.

В соцсетях, в частности, на странице Алины Поляковой, дочери писателя и главного редактора «Литературной газеты» Юрия Полякова, чьи пьесы периодически ставятся во МХАТ им. М. Горького, можно обнаружить посты с восклицаниями о том, что это «либеральный реванш» и что «Этого нельзя допустить! Надо бороться!». Без сомнения, они скоро утихнут. «Мы обещаем, что театр сохранит свою патриотическую, яркую позицию. Театр будет развиваться. Поддержка театра министерством будет увеличена. Ни одна постановка театра, пользующаяся успехом, не будет снята»,— сообщает Владимир Мединский. В свою очередь, Эдуард Бояков пообещал, что «работу в театре продолжат все актеры постоянной труппы, кроме того, их загрузка увеличится — запланирован запуск новых постановок». Ему вторит Захар Прилепин: «Категорически не планируется сокращений, ничего такого. В ближайшее время реформ не будет. Единственное, нельзя исключать, что какие-то артисты скажут, что уходят. Это иногда бывает»,— сказал он, комментируя свое назначение агентству городских новостей «Москва». Комментариев от Сергея Пускепалиса, режиссера, когда-то учившегося в ГИТИСе у Петра Фоменко, пока нет. Татьяна Доронина, руководившая МХАТом с 1987 года (то есть с того дня, когда Художественный театр раскололся надвое и труппу «имени Чехова» возглавил Олег Ефремов), получила должность президента театра и предложение возглавить его худсовет.

Всем обещаниям можно верить, ибо оба главных фигуранта сегодняшних новостей Бояков и Прилепин действительно живут и развиваются вместе со страной. В начале 1990-х ставший, по его словам, одним из тех, кто «первым продавал сырую нефть», в 1996–2005 годах Эдуард Бояков уже возглавлял дирекцию фестиваля «Золотая маска». Он пропагандировал радикальное искусство, прозу Сорокина и новую драматургию, был инициатором фестиваля «Новая драма», создателем и руководителем театра «Практика» (2005–2013) и пермского фестиваля «Текстура». Во второй половине нулевых начал отходить от радикализма. В десятые стал потихоньку отходить и от буддизма, который он исповедовал прежде, двигаясь к православию и традиционным российским ценностям. В мае 2017 года организовал «Русский художественный союз» (цель проекта — «формирование национальной идентичности средствами искусства; создание и развитие современной творческой индустрии на основе объединения патриотических сил»), куда среди прочих вошел писатель и публицист Захар Прилепин. Прежде — соратник Лимонова по партии НБП, посвятивший своему партийному опыту повесть «Санькя», сегодня — бывший советник главы самопровозглашенной Донецкой республики. Театральный опыт Прилепина связан с именем Кирилла Серебренникова: весной 2011 года Серебренников выпустил знаменитый спектакль «Отморозки» со своими студентами, а впоследствии актерами «Седьмой студии». Основой спектакля стала повесть «Санькя», а шел он на «Платформе», по поводу деятельности которой идет судебный процесс. На одном из первых показов Прилепин приветствовал спектакль и его создателей словами, которые сегодня можно найти в посвященном «Отморозкам» видеоролике: «Если у вас нет миллиона долларов или танковой дивизии, на хер вы не нужны со своими спектаклями вообще никому в этой стране. Поэтому давай, Кирилл, развлекаться дальше». В 2013 году Прилепин приходил и в «Гоголь-центр», где, в частности, автору этих строк довелось модерировать его встречу с публикой, выражавшей недоумение по поводу его нашумевшего «Письма товарищу Сталину». В тот же период в «Гоголь-центр» с разными проектами наведывался и Эдуард Бояков.

Ни в творческом потенциале новых назначенцев, ни в том, что за последние годы оба они капитально поменяли взгляды (и даже не один раз), нет сомнений. Что в данном случае значительный и важный прецедент: доверяя им театр, в котором так долго не происходило никаких художественных свершений и который так долго служил оплотом политически окрашенной рутины, власть показывает, что у самых отъявленных радикалистов сегодня есть шанс исправиться, поменять взгляды, сделать верный выбор и послужить родимой стране на «патриотических, ярких позициях».

Автор
Алла Шендерова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе