Эту грань, этот тонкий переход от душевного здравия к болезни, уловить очень трудно. И зритель спектакля «Север» мучительно пытается связать концы сюжета, ломая голову над тем, где кончается реальность и начинаются болезненные фантазии главной героини?
Лично у меня не все сюжетные линии-верёвочки завязались в нужные узелки, а потому невольно вспомнился диалог героев из сказки Кэролла «Алиса в стране Чудес» (что называется, в тему):
«- Все мы здесь немного сумасшедшие!
- Почему же?
- А как бы иначе мы здесь оказались?».
После спектакля обратилась за разъяснением сюжетной линии к режиссёру Семёну Селину. Он признался, что тоже долго общался по этому поводу с драматургом Вячеславом Дурненковым, выясняя, что в пьесе происходит на самом деле, а что – только в голове у главной героини. Многое уточняли с артистами в ходе репетиций.
- Главное, это запутанные взаимоотношения человека с самим собой, - ушёл-таки, на мой взгляд, от прямого ответа режиссёр.
Зато на вопрос, что его лично зацепило в этой тяжёлой, безысходной драматургии, Семён ответил просто: он сам вырос на Севере, а потому его интересует психология северян.
- Вы знаете, что такое полярная ночь? Это когда просыпаешься – ночь, идёшь в школу – ночь, вечером смотришь телевизор – тоже ночь. Не очень весело там живётся, - запутанно говорит Семён Серзин. – Люди Севера – они не такие, как люди Юга. Никто не гуляет на улице, не кричит соседу через забор «как дела, дорогой?». Они замкнуты в своем внутреннем мире, своем пространстве.
- Но ведь не каждый от этого сходит с ума, не каждый расстреливает случайных прохожих, узнав об измене жены?!
Не каждый, соглашается Семен и, наконец, поясняет свой режиссёрский замысел: зрителю не стоит замыкаться на конкретной, рассказанной театром истории - на самом деле, эта история про всю нашу страну. (В этом месте я позволю себе «перебить» режиссёрские комментарии небольшим возвращением к сюжетной линии пьесы. Дело в том, что муж Аркадий не до конца зарезал Костю. Тот выжил, разбогател, женился на Насте, которую искренне полюбил. И теперь пытается вылечить её душевный недуг). Вновь слово режиссёру:
- Герой спектакля Костя остаётся с женщиной, с которой у него не будет ни детей, ни будущего. Остаётся, потому что любит её. Просто любит. Так и люди, живущие в нашей стране, отдают себе отчёт, что здесь для них ничего хорошего не будет никогда, здесь у них нет будущего, но они почему-то здесь живут. Почему?
- Вы сами ответили себе на этот вопрос?
- Пока нет….
В конце своего спектакля, жанр которого даже для себя режиссёр Семён Серзин так и не определил, он ставит многоточие, позволяющее предположить, что не всё так уж безнадежно. Возможно, выход есть. Вот только вопрос – какой?
Спектакль «Север» наглядно иллюстрирует известную аксиому – бытие определяет сознание. Какова жизнь – таковы и спектакли. При всей закрученности сюжета, постановка Центра им. Константина Треплева напоминает микс из негативных новостей, каждый день обрушивающихся на нас с телевизионных экранов – забастовки рабочих, расстрел людей в супермаркете, и «мыльных опер» с внезапной амнезией или сумасшествием главной героини.
Когда перестаёшь ломать голову над тем, что же происходит на сцене, к тебе возвращается способность чувствовать и сопереживать героям. А это, по-моему, главное в театре.