«ВСЕ МЫ ЗДЕСЬ НЕМНОГО СУМАСШЕДШИЕ»

В академическом театре драмы имени Волкова (точнее, в Центре им. Константина Треплева, с недавних пор органично существующем в недрах Первого русского) состоялась премьера спектакля, который критики заранее окрестили «самой холодной премьерой года» - на Камерной сцене показан спектакль «Север», поставленный молодым петербургским режиссёром Семеном Серзиным по пьесе Вячеслава Дурненкова.

На то, что зрителю предстоит пережить очень непростое зрелище, сразу настраивают декорации (художник-сценограф Валентина Серебренникова): нарочито грубая инсталляция из ржавых водопроводных труб и батарей. Оно и понятно – север, холодно, люди жмутся к теплу. В маленьком северном городке жизнь еле теплится. Местные (те, кто здесь родился и вырос) живут по инерции, воспринимая вечную мерзлоту и полярную ночь как данность, а те, кого сюда занесла нелёгкая, сходят с ума. Каждый – по-своему. Так, сезонный рабочий-люмпен Валера (артист Руслан Халюзов), не получив расчёта за выполненную работу, берёт в заложники ребёнка проштрафившегося начальника: «Потому что нельзя взрослых мужиков за яйца подвешивать…». У него – своя правда: любой ценой, даже истязая чужого ребёнка, он должен получить своё кровное, заработанное, чтобы купить подарки собственным детям.

Главная героиня Настя (актриса Евгения Родина) приехала на Север из родных ей южных широт вместе с мужем Аркадием (актер Сергей Карпов). Она мучительно пытается расцветить унылую бытовую повседневность: работает в местной газете, пишет стихи, берётся участвовать в переписи населения и… нахально, отчаянно предлагает заняться любовью первому встречному командировочному Косте (артист Кирилл Искратов), да ещё записать интимные сцены на видеокамеру  – лишь бы не постылое однообразие. Эх, знать бы, куда упадёшь… А привела минутная чувственная вспышка молодой женщины к непоправимым бедам: муж Аркадий, лишённый каких бы то ни было сантиментов («если что узнаю - убью»), и случайного любовника жены порезал, и ни в чем не повинных посетителей супермаркета из табельного оружия расстрелял – так, пары выпустил, «пацан сказал - пацан сделал». Происшедшая трагедия не укладывается у Насти в голове, и она, отвергая жестокую действительность, погружается в спасительный мир воспоминаний о беззаботном детстве, тёплом юге и … незаметно сходит с ума.
Эту грань, этот тонкий переход от душевного здравия к болезни, уловить очень трудно. И зритель спектакля «Север» мучительно пытается связать концы сюжета, ломая голову над тем, где кончается реальность и начинаются болезненные фантазии главной героини?
Лично у меня не все сюжетные линии-верёвочки завязались в нужные узелки, а потому невольно вспомнился диалог героев из сказки Кэролла «Алиса в стране Чудес» (что называется, в тему):
«- Все мы здесь немного сумасшедшие!
- Почему же?
- А как бы иначе мы здесь оказались?».
После спектакля обратилась за разъяснением сюжетной линии к режиссёру Семёну Селину. Он признался, что тоже долго общался по этому поводу с драматургом Вячеславом Дурненковым, выясняя, что в пьесе происходит на самом деле, а что – только в голове у главной героини. Многое уточняли с артистами в ходе репетиций.
- Главное, это запутанные взаимоотношения человека с самим собой, - ушёл-таки, на мой взгляд, от прямого ответа режиссёр.
Зато на вопрос, что его лично зацепило в этой тяжёлой, безысходной драматургии, Семён ответил просто: он сам вырос на Севере, а потому его интересует психология северян.
- Вы знаете, что такое полярная ночь? Это когда просыпаешься – ночь, идёшь в школу – ночь, вечером смотришь телевизор – тоже ночь. Не очень весело там живётся, - запутанно говорит Семён Серзин. – Люди Севера – они не такие, как люди Юга. Никто не гуляет на улице, не кричит соседу через забор «как дела, дорогой?». Они замкнуты в своем внутреннем мире, своем пространстве.
- Но ведь не каждый от этого сходит с ума, не каждый расстреливает случайных прохожих, узнав об измене жены?!
Не каждый, соглашается Семен и, наконец, поясняет свой режиссёрский замысел: зрителю не стоит замыкаться на конкретной, рассказанной театром истории - на самом деле, эта история про всю нашу страну. (В этом месте я позволю себе «перебить» режиссёрские комментарии небольшим возвращением к сюжетной линии пьесы. Дело в том, что муж Аркадий не до конца зарезал Костю. Тот выжил, разбогател, женился на Насте, которую искренне полюбил. И теперь пытается вылечить её душевный недуг). Вновь слово режиссёру:
- Герой спектакля Костя остаётся с женщиной, с которой у него не будет ни детей, ни будущего. Остаётся, потому что любит её. Просто любит. Так и люди, живущие в нашей стране, отдают себе отчёт, что здесь для них ничего хорошего не будет никогда, здесь у них нет будущего, но они почему-то здесь живут. Почему?
- Вы сами ответили себе на этот вопрос?
- Пока нет….
В конце своего спектакля, жанр которого даже для себя режиссёр Семён Серзин так и не определил, он ставит многоточие, позволяющее предположить, что не всё так уж безнадежно. Возможно, выход есть. Вот только вопрос – какой?


Спектакль «Север» наглядно иллюстрирует известную аксиому – бытие определяет сознание. Какова жизнь – таковы и спектакли. При всей закрученности сюжета, постановка Центра им. Константина Треплева напоминает микс из негативных новостей, каждый день обрушивающихся на нас с телевизионных экранов – забастовки рабочих, расстрел людей в супермаркете, и «мыльных опер» с внезапной амнезией или сумасшествием главной героини.

Самой удачной актёрской работой, на мой взгляд, в этом спектакле стала роль актрисы Марии Полумогиной, исполнившей два монолога – девушки и пожилой женщины, ставших невольными участницами трагедии в супермаркете.
Когда перестаёшь ломать голову над тем, что же происходит на сцене, к тебе возвращается способность чувствовать и сопереживать героям. А это, по-моему, главное в театре.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе