Вырыпаев: «Я не пишу о политических событиях — это верхушка айсберга»

Худрук «Практики» Иван Вырыпаев — о том, почему в репертуаре его театра философское и научное будут сочетаться с мистическим.

Фото: Игорь Захаркин

Иван Вырыпаев официально вступил в должность худрука театра «Практика». О том, какие события ждут театр в ближайшие три года, режиссер и драматург рассказал «Известиям».

— Что изменится в «Практике» с вашим приходом?

— Боюсь вас разочаровать, но мой приход в театр «Практика» не станет революционным. Я пришел сюда как продолжатель дела, которое начал Эдуард Бояков. Театр находится в хорошем состоянии, билеты хорошо продаются, правда, есть и свои проблемы — нам катастрофически не хватает финансирования. Департамент по культуре помогает, но эти деньги не так велики.

С моим приходом театр продолжит двигаться в заданном направлении — будет знакомить с самыми актуальными проявлениями человеческого общества в социальной, политической, научной и духовной областях. Слывя авангардным, театр «Практика» в то же время ставит себе цель быть понятным зрителю. Чтобы смотреть наши спектакли, не требуется специальной подготовки. Мы стараемся говорить на доступном театральном языке.

— «Практика» возникла из «Театр.doc», оба занимаются современной драматургией. Как получилось, что ребенок стал популярнее родителя?

— Я до сих пор считаю и всегда считал, что «Театр.doc» — это уникальное явление культуры. Ему нет аналогов и в других странах. «Практика» действительно возникла из «Театр.doc», но она пошла другим путем, влившись в мейнстрим. Я бы не только не стал противопоставлять два этих театра, а сказал бы, что это два очень важных компонента театрального процесса, им нужно теснейшее сотрудничество.

— Когда драматург возглавляет театр, это означает, что подведомственный ему коллектив станет литературоцентричным?

— Театр «Практика» создавался как театр автора, драматург здесь занимает первое место. Это правильно, потому что драматургия определяет путь развития театра. То, что в ХХ веке театр стал режиссерским, надеюсь, явление временное. Мы должны вернуться к театральному канону. Соблюдая канон, наша свобода реализуется в качестве спектакля, а не в поиске новых форм. Это важно. Это поможет увести нас от хаоса. Наш театр дает свободу режиссерам, но они реализуются, выражая идеи автора.

— Не поверю, что у вас нет собственных идей по развитию «Практики».

— Политика театра всегда зависит от художественного вкуса руководителя. В следующем году мы приступаем к работе над книгой американского философа Кена Уилбера «Благодать и стойкость» — о его жене, которая умерла от рака. Это сочинение рассказывает о том, как обрести целостность, оно очень многим людям помогло жить и умереть. Надеюсь, спектакль вызовет зрительский интерес. Мы также готовим интегральные программы — изобретение того же Кена Уилберга.

— Что это за программы?

— Интегральный подход — прогрессивное современное направление, включающее в себя познание мира с трех сторон: философской, научной и мистической. Как правило, в сегодняшнем мире эти три направления друг друга отрицают. Ученые не верят в бога, люди религиозные отрицают науку. Это учение утверждает, что одно невозможно без другого. Оно в себе все соединяет. Наш театр идет по подобному пути, он не противопоставляет, а показывает, знакомит зрителя с различными типами сознания.

— Это будут тренинги для зрителей?

— Нет, для актеров и режиссеров. Люди, занимающиеся театром, должны развиваться. Я думаю, что внешние перемены в нашем мире, вытекают из внутренних. Для начала человек должен сам внутренне измениться, научиться смотреть на себя со стороны.

— Ваша драматургия настолько изменилась из-за внутренних перемен?

— К сожалению, жизнь драматурга складывается таким образом, что пока читатели анализируют текст «Иллюзий», я успел написать совершенно новые пьесы: DreamWorks, «Летние осы, которые кусают нас даже в ноябре», «Пьяные», UFO. Но поскольку я пишу на заказ, право первой премьеры принадлежит разным театрам в Европе. Вот сейчас немецкий театр выпустит премьеру, и я смогу познакомить с новыми текстами читателей. Моя роль очень скромная — я просто фиксирую процесс эволюции. Сейчас я еще не вижу те вещи, которые увижу через год.

— За год изменилось сознание наших соотечественников. Аполитичные люди окунулись в политику.

— Я пишу о геополитике и переменах сознания. Не пишу о политических событиях: считаю, что некие общественные процессы — это верхушка айсберга. В стране происходят глубинные процессы, моя задача — служить развитию этих процессов. Не отделяю мир от себя, мы — одно целое.

— Вам нравится, как ставят ваши пьесы?

— Я еще никогда не был доволен постановками своих пьес. Раньше очень переживал, думал, что никто их не понимает. Со временем освободился от этого. Теперь просто пишу, считаю, что дальнейший процесс мне не принадлежит, я не могу на него оказывать влияние. Только одного боюсь — когда мои пьесы научатся правильно ставить, они потеряют актуальность. Но, может быть, повлияют на развитие других драматургов. Сами пьесы не будут ставить, но театр благодаря им поменяется. Сейчас я поставил в двух национальных польских театрах, но не сумел добиться, чего хотел, — не могу объяснить актерам, как нужно правильно играть мои пьесы.

— Что именно актеры не понимают?

— Актеры сегодня пытаются играть персонаж, а им нужно научиться исполнять роль. В моих пьесах ты должен быть самим собой и при помощи роли общаться с залом. Очень трудно не испытывать эмоции персонажа, а испытывать эмоции к персонажу.

— Вы много ставите в Польше, оттуда родом ваша жена, актриса Каролина Грушка. Можете сравнить нынешний польский и российский театры?

— Я польский театр не воспринимаю, он мне не кажется интересным. Познакомившись с ним поближе, могу сказать, что в российском сейчас происходят более интересные процессы. Нам нравится польский театр, потому что мы вообще не умеем работать с эстетикой, а они умеют. Они лихо работают с формой, и на это покупаются наши критики. Хотя польский театр заимствовал свою форму от немецкого. Питер Брук говорил: «Театр создается для того, чтобы человек почувствовал присутствие невидимого». А именно этого сильно не хватает в современном театре.

Алла Шевелева

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе