«Я хочу видеть в своем театре не хипстеров, а разночинцев»

Режиссер Борис Юхананов — о том, каким будет «Электротеатр Станиславский» 26 января в центре столицы открывается «Электротеатр Станиславский». Сейчас в здании Драматического театра имени Станиславского проходит масштабная реконструкция, в результате которой площадка станет одной из самых технически совершенных сцен Москвы. Корреспондент «Известий» встретился с худруком театра Борисом Юханановым.

Фото предоставлено пресс-службой «Электротеатра Станиславский»/Алексей Лерер

— «Электротеатр Станиславский» даст художнику и режиссеру уникальные возможности для постановочных решений. Не станут ли авторы спектаклей заложниками современных технологий?
— Такого типа трудностей я не боюсь, мы делаем реконструкцию полностью осознанно. Как только я вошел сюда, все актеры были отправлены в отпуск, а рабочие быстро отстроили шесть репзалов, чтобы в дальнейшем оптимизировать подготовку к открытию. Теперь с репетициями нет проблем. У нас огромные планы, где всё расписано на год вперед, так что можете за нас не беспокоиться.
— В числе премьер вашего театра «Вакханки» Теодороса Терзопулоса, «Анна в тропиках» Александра Огарева и «Человеческое использование человеческих существ» Ромео Кастеллуччи. Почему лично вы решили ставить «Синюю птицу» Метерлинка?
— В произведении рассказана потрясающая история трансформации души, которая вначале была наполнена особого рода детским эгоизмом, но затем подверглась испытаниям и поднялась на принципиально иной уровень.
Восьмичастная феерия будет идти три вечера — это огромный, сложнейший спектакль с множеством метаморфоз пространства. Детей будут играть наши прекрасные старики — Владимир Борисович Коренев и Алевтина Константиновна Константинова. Они будут вспоминать о своей жизни, а публика — двигаться по волнам их памяти через весь XX век. Зрители смогут купить абонемент сразу на три вечера подряд, но спектакль можно смотреть и частями. На этой неделе я начинаю постановочные репетиции на новой сцене, а уже 13 февраля состоится премьера.
— Как вы формулируете свою художественную программу?
— Мы представим москвичам и гостям города искусство режиссуры. На сегодняшний день оно очень многообразно, включает самые разные подходы. Например, во время спектакля Ромео Кастеллуччи нам придется преодолеть театр как таковой. Мы полностью преобразим фойе — там начнется действие, а дальше зрители перейдут в зал, где будут убраны кресла, им придется сесть на пол. Всё пространство будет подчинено поэтике режиссера.
Спектакль Теодороса Терзопулоса «Вакханки» будет сопровождать выставка Йоханы Вебер, прекрасного немецкого фотографа. В день открытия в фойе разместятся огромные баннерные полотна с фотографиями сцен из спектаклей Теодороса. На протяжении года мы сформируем музыкальную программу, в рамках которой пройдут различные перформансы на стыке искусств. 
— «Электротеатр Станиславский» вписывается в последние тренды государственной культурной программы, которая унифицирует театры по образу и подобию «Гоголь-центра». Ваш зритель — это хипстер?
— Ни в коем случае. Я согласен с тем, что на территории культуры чиновнику необходимо вырабатывать определенного рода форматы, чтобы контролировать свою вотчину. Однако разговаривая об искусстве, мы не должны пользоваться бюрократическими формулами.
Наш театр выскальзывает из-под какого бы то ни было формата. В центре — искусство режиссуры с большой буквы, а не реактивные отклики на текущие социальные события. Я хочу видеть в своем театре не хипстеров, а разночинцев, которые готовы постигать универсум режиссерского искусства, не чураясь при этом ни новых форм, ни классических приемов. Театр не обязан находиться на пике моды. Он может, как достойный мужчина, чуть-чуть от нее отставать.
— Вы собираетесь вернуть доверие широкой публики к современному театру?
— Да, но это косвенный результат, потому что художник никогда не ставит перед собой социальные задачи. Театр очень близок поэзии, его язык не подлежит переводу. Было бы очень странно слышать маркетинговый сленг из уст поэта — «повысить эффективность», «оптимизировать», «увеличить доверие». Театр бежит от маркетинга, как герой знаменитой сказки. Здесь искусство Колобка — к встрече с Лисой надо серьезно подготовиться.
— Стилистика электротеатра, похоже, навеяна началом XX века. Что вы ищете в этой эпохе?
— Я вообще не вспоминаю о том, что было 100 лет назад. Мы открываемся спектаклем по тексту Еврипида, которому как минимум 2,5 тыс. лет, так что с тем же успехом можно сказать, что нами движет ностальгия по античности.
Искусство не пребывает со временем в таких простых отношениях. Время в культуре движется какими-то особыми путями, ведь поэзия Бодлера, если вдуматься, гораздо актуальнее газетных стихов, которыми переполнено наше время. «Электротеатр Станиславский» не про Серебряный век, а про свободное путешествие современного художника по временам и весям.
— Вам важно оставаться актуальным художником?
— Я уверен, что нам не нужно специально беспокоиться о собственной современности, мы и так целиком поглощены сегодняшним днем и никуда от него не денемся. Театр не может откликаться на текущие события в силу особенностей своего устройства. Но у нас есть небольшой шанс отправиться в прошлое. Или в будущее.
— Актуальные события не интересны театру?
— Зачем пытаться превратить всех поэтов в Маяковских? Зачем реагировать на фиктивные лозунги? Культура переполнена огромным количеством искажений. Общество находится под властью информации, а задача театра — преодолеть эту преграду, чтобы человек перестал быть мембраной, на которой оседает ядовитая пыль времени. Но жизнь — это не пыль и не мусор. Жизнь связана с душой и божественным началом. И чтобы почувствовать это, нужно просто в какой-то момент суметь оторваться от фейсбука.

Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе