Ярославль. Открытия Америки и американцев

«Дорогие друзья! Мы даже представить не можем, что уже вернулись в Вашингтон! Наша поездка в Ярославль, в театр Волкова и институт была чрезвычайно успешной и полезной для каждого из нас, представителей Американского университета. Этот опыт мы будем хранить всю оставшуюся жизнь! Мы тоскуем без вас и будем с нетерпением ждать нашего следующего совместного предприятия. Примите нашу сердечную благодарность и огромное спасибо за вашу заботу. Обнимаем вас, любимые и дорогие друзья, желаем вам много счастья». Такую телеграмму получили на днях в Ярославском театральном институте. Ее авторы – студенты факультета исполнитель­ских искусств Американского университета, приезжавшие на Волков­ский фестиваль со спектаклем «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?».
В апреле 2004 года, когда решался вопрос о сцене для показов волковских спектаклей в Вашингтоне, наиболее приемлемой показалась сценическая площадка театра Американского университета в Вашингтоне. Театр на свои средства построили меценаты Гарольд и Сильвия Гринберг и подарили его университету. Волковцы посетили факультет исполнительских искусств в университете, провели мастер-класс. Тогда и завязалась их дружба с американцами. Год назад доктор, декан театрального факультета Гейл Мардиросян, директор театра Джеф Холт и финансовый директор Кэттлин Корей Кеннеди приехали на Волковский фестиваль. И вместе с Валерием Сергеевым и Сергеем Куценко решили соединить в одном проекте актеров старейшего театра России с его традициями и вековым опытом, студентов Ярославского театрального института и Американского университета.

В течение года между двумя учебными заведениями велась оживленная переписка. Шел отбор произведений. Было решено – играем Чехова! Играем Уильямса. Целый год студенты репетировали отрывки из «Трех сестер», занимались «Стеклянным зверинцем». И наконец, американцы решили показать спектакль «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?».



ТРИ СЕСТРЫ

В СТЕКЛЯННОМ МИРЕ

Кажется, что в аудитории театрального института идут обычные занятия по мастерству актера на курсе профессора Сергея Филипповича Куценко. Но на этот раз здесь яблоку негде упасть. Студенты из Ярославля и Вашингтона сидят даже на полу. Третьекурсники профессора Куценко играют Чехова. Студенты профессора Гейл Хамфрис Мардиросян готовят ту же самую сцену. Потом американцы показывают сцены из «Стеклянного зверинца» Теннесси Уильямса – следом Уильямса играют наши студенты.

Педагоги тут же договариваются о сцене-импровизации из «Стеклянного зверинца». Том – Баррон Джон Вейерхаусэр, Аманда – Дарья Воеводина. Сцена идет одновременно на двух языках: Аманда говорит по-русски, Том – по-английски. Результат поразительный по силе воздействия.

– Актер должен уметь мгновенно перестраиваться с одной эмоции на другую, – утверждает доктор Гейл, репетируя сцену из «Стеклянного зверинца».

Американцы играли эпизоды спокойно и в то же время чувственно, полагаясь на интуицию. Сын объясняется с матерью, одновременно любя и ненавидя ее. Мать резко отчитывает его, срываясь на «нервический крик». Мука отторжения читается на лице сына, и в то же время он помнит: перед ним – мать…

Гейл резко командует:

– Hate! Love! Hate! Love! Ненависть! Любовь! Ненависть! Любовь!

Для русской театральной школы это непривычно. Наша психологическая традиция основана на том, что эмоции не вырастают на пустом месте. Их питает ситуация, так называемые «предлагаемые обстоятельства Аманды». Американцев волнуют тайны психоанализа, неподконтрольности чувств. Молодые актеры тонко передают атмосферу и дух пьесы великого американского драматурга. Важно, что победит в самом человеке – ненависть или любовь? И мы, и гости склонны верить в победу добра.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ

МАРАФОН

Студенческий спектакль в рамках Волковского фестиваля – шаг довольно рискованный. Ведь студенты факультета исполнительских искусств вовсе не обязательно станут актерами. В США, да и во многих странах Европы занятия по мастерству актера входят в учебные программы будущих педагогов, психологов, политологов, социальных работников, менеджеров, экономистов, дипломатов. Исполнители отчаянно волновались, но спектакль постепенно втягивал в свое пространство…

Годы великой депрессии в США. Статисты и статистки – несостоявшиеся голливудские звезды от безденежья и отчаяния записываются в танцевальный марафон. На роликовых коньках раскатывают по сцене организаторы. На подиуме – главный ведущий марафона Рокки (Бенджамин Нарамор). Пара, которая протанцует дольше всех, получит две тысячи долларов.

Режиссера спектакля Гейл Мардиросян интересует не танцевальный марафон сам по себе, она делает акцент на том, как складываются судьбы его участников. Кружась в танце и надеясь получить деньги, юноши и девушки выжимают из себя последние силы и – становятся марионетками. Кто-то изнемогает на танцплощадке, кто-то падает в обморок, одна из девушек танцует, будучи беременной, не щадя будущего ребенка. Роковой соблазнитель уже присмотрел жертву. И загнал ее в ловушку. Протанцованы сотни часов с короткими перерывами на сон и пищу. Весь мир становится беспросветным, изматывающим марафоном. Глория (Кати Бробст) просит убить ее – от безысходности и безнадежности. И от огромной любви к жизни. В спектакле ненавязчиво показана трагедия молодых, у которых в жестоком танцевальном марафоне сбиты в кровь ноги и души, но, измученные и полуживые, они все же любят свою родину.

В качестве рядовых танцоров марафона в спектакле участвовали и студенты Ярославского театрального института. Им не составило труда вписаться в общий ритм спектакля. А после его окончания русские и американцы устроили молодежную тусовку. Наши начали исполнением Гимна России. Пели с подъемом и, что важно, по собственной инициативе, а не по заданию ректората. Американцы потом говорили, что это помогло им почувствовать: Россия – действительно великая держава.

Расставались на рассвете. Пролилось множество слез. Автобус увозил американцев в Москву. Но и хозяева, и гости прощались с уверенностью, что совместные творческие проекты будут продолжены.

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе