Ярославль открывает новую планету

В поле зрения звездочётов новый космический объект появился под занавес закончившегося в Ярославле воскресным вечером молодёжного фестиваля «Будущее театральной России». Открывали планету двадцать первокурсников-волонтёров ЯГТИ на мастер-классе гостя из Москвы - педагога Школы-студии МХАТ режиссёра Виктора Рыжакова.

Разминка перед полётом и сам полёт проходили по классической методике - развития у будущих актёров внимания, воображения и памяти. Для начала учились не говорить лишних слов, общаться взглядами, правдиво, чтобы все поверили, произносить «люблю» и «не люблю». Сперва эту неизвестную планету надо было увидеть «внутренним взглядом» - придумать, а затем уж отправляться в дальний путь.

В роли хозяина своей судьбы каждый прихватил с собой, по жёстким условиям игры, по три (всего по три!) самые необходимые вещи. В багаже у путешественников оказались и «скамейка с кошкой», и «родник с водой», и «дерево с птицей». А ещё - «река с рыбой», «библиотека с книгами», «огород с овощами». Не забыли прихватить и «небо с облаками», «икону и озеро Байкал», «контейнер спичек» и «семена всех растений».

Свои мудрые коррективы наперебой, то и дело впадая в детство, вносила аудитория - педагоги театральных школ всех семи федеральных округов страны и персонально, азартно игравший за первой партой, то бишь в первом ряду, один из руководителей фестиваля, ректор Ярославского театрального института Сергей Куценко.

Всяк выбирал себе занятие по душе. В составе экспедиции появились и лекарь, и повар, и лесовод, и человек, добывающий огонь. Оставались сущие пустяки: мысленно разметить три свои желания на планете - не мешая друг другу нарисовать их мелом на полу. Получая бонусы за удачные предложения, они выбирали планете подходящее имя. Были «Земля II», «Счастье», «Как дома», «Абстракция», «Театральная мастерская». Последнее, пожалуй, самое деловое название и попало в точку - было признано лучшим.

В тот же вечер экипаж достойно пополнили уральцы. Выпускной курс Андрея Русинова в Екатеринбургском театральном институте показал заряженный какой-то неистовой энергией (один из путешественников назвал её «просто неземной») спектакль «Кукушата» о детдомовцах 30 - 40-х годов - детях «врагов народа» по повести Анатолия Приставкина и потрясающий «Просто хороший концерт» из песен Вертинского, Петра Лещенко, Микаэла Таривердиева, Александры Пахмутовой с участием всего курса, сразу пяти лауреатов Всероссийского конкурса актёрской песни имени Андрея Миронова.

Перед расставанием не оставляли «на земле», брали с собой, чтобы во всём поскорее разобраться по пути в будущее, свои надежды и тревоги. Про них, тревоги и горечи, за всех в одном из выпусков газеты «Отсебятина» начистоту высказались выпускники Красноярской академии музыки и театра. Принимая поздравления после показа трагикомической притчи Николая Коляды «Корабль дураков», они ввели поздравлявших в состояние полного шока признанием: «Наш вуз уже лет десять никуда не выезжал. Спасибо Ярославлю - слава богу, удалось вырваться, хотя никто и не чаял, что нас отпустят. Нам не хватает «свежего воздуха». Какую-то информацию получаем по Интернету, но чем дышат другие театры, мы до этого фестиваля могли только догадываться».

«Кислородная недостаточность», увы, знакома многим театральным школам российской провинции. Об этом в интервью «Северному краю» говорили и профессор ЯГТИ Александр Кузин, и ребята-дальневосточники, и выпускники Северо-Кавказского института искусств (Нальчик), исполнители ролей в комедии из фестивальной программы «Не играйте с архангелами» Дарио Фо.

- Десятилетняя война, - вот слова педагога молодых актёров из Нальчика Басира Шибзухова, - остановила весь регион. Затем началась развиваться экономика, а о культуре, как всегда, заботятся по остаточному принципу. Мы бы хотели открыть свой молодёжный театр, но такой возможности пока просто нет. На ярославском фестивале получили заряд уверенности в своих силах, чувствуем себя так, словно сидим на чемоданах перед дальней дорогой в будущее.

Ну правильно, на планету «Театральная мастерская», она же - фестиваль «Будущее театральной России». Его решено сделать традиционным - ежегодным. На закрытии об этом на два голоса уверенно оповестили всех со сцены Волковского театра оба руководителя фестиваля - Борис Мездрич (на снимке) и Сергей Куценко. Вызывали на сцену мастеров курсов, руководителей постановок всех 28 фестивальных премьер - зал хлопал им как народным артистам.

В финале из косынок солнечного цвета с эмблемой фестиваля «БТР» возникли над сценой очертания - нет, не боевой машины пехоты, это не театральный транспорт, а воздушного корабля, поднимающего паруса курсом в день завтрашний. К той самой планете, открытой в Ярославле в эти дни и, по сведениям из надёжных источников, уже зарегистрированной на всемирном театральном сайте.


Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе