Юрий ИТИН: «Пусть в театр ходят те, кто хочет»

В гостях у нашей газеты побывал директор первого академического
За чашкой чая проректор ГИТИСа в прошлом и руководитель первого русского театра в настоящем рассуждал, поддается ли «лечению» ярославский консерватизм, сколько не жалко потратить на платья и кому по карману поход в театр.

– Юрий Константинович, в качестве директора Волковского театра вы работаете с апреля 2011 года. Можете сравнить управление столичным театром и провинциальным?


– Есть объективные вещи. Такой относительно небольшой город, как Ярославль, предполагает ограниченную зрительскую аудиторию. Спектакль больше 20 – 25 раз играться не может, и это определенный подстегивающий театр стимул. Необходим непрерывный конвейер. Здесь невольно вспоминаешь китайскую народную мудрость: нужно идти, чтобы стоять, и бежать, чтобы идти. При этом Ярославль уникален еще и тем, что это город шаговой доступности до Москвы. Ярославец, любящий искусство, в отличие, скажем, от камчадала может запросто оказаться на какой-нибудь московской премьере. Но, казалось бы, расстояние сравнительно небольшое, а темп жизни уже кардинально другой. Когда я только приехал сюда из столицы, то ощущал это особенно остро.


– Сегодня в репертуаре Волковского театра можно увидеть и откровенные, провокационные постановки, далекие от традиционной нормы…


– Мы не пытаемся взорвать традиции, но стараемся показать публике, что существует разный театр. В нем, как и в жизни, есть место прекрасному и грязному, возвышенному и низменному. И средства отражения должны быть разными. Считаю, что искусство должно исследовать все сферы жизни. Но при этом не быть, во-первых, разрушительным, во-вторых, скучным.


– Правда, что в Ярославле очень консервативная публика, с трудом принимающая что-то мало-мальски новое и современное?


– Да, публика непростая. Когда Евгений Марчелли ставил «Екатерину Ивановну», это было взрывом. За те 3 года, что идет спектакль, у большого количества людей изменились представления о таких терминах, как «порнография» и «пошлость», «недостойно Волковского театра». Не случайно эта постановка имела успех на ведущих сценах России и зарубежья, а Анастасия Светлова получила за свою роль «Золотую маску».


– На шикарные костюмы в «Доме Бернарды Альбы» были потрачены немалые средства. Как решается вопрос, сколько можно позволить на одну конкретную постановку?


– Это сложно, так как в искусстве в отличие от бизнеса критериев эффективности нет. Это в бизнесе можно вложить 1000 долларов и получить 2000. Значит, правильно рассчитал. А в театре можно вынести стул, постелить коврик – и будет шедевр. А можно потратить миллионы и не получить никакого зрительского отклика. Тут уж вопрос какой-то интуиции, чутья. В случае с «Домом Бернарды Альбы» костюмы были художественным решением спектакля, их шуршание, переливы – часть концепции. Поэтому мы пошли на такие траты.


– На каком этапе сегодня ремонт, вокруг которого или, точнее, из-за отсутствия которого было столько скандалов?


– Помните тот грандиозный дождь и потоп в июне 2012-го? Так вот, если бы мы не отремонтировали к тому времени кровлю, Волковского театра уже просто бы не было. Сегодня также отремонтированы часть фасада, небольшая часть внутренних помещений. Летом предстоит замена звуковой аппаратуры, ремонт 1-го и 3-го этажей – их состояние ненормально. Ну, и внешний ремонт будем продолжать.


– Практически каждый сезон в театре появляются новые лица. А сколько всего человек в труппе?


– Шестьдесят два – очень много для провинциального театра! Вообще это больная тема. Чтобы играли все, должно быть не больше 30 актеров. Но одни становятся старше, им на смену приходят молодые. И кто-то в новом репертуаре оказывается невостребован. Это очень жестокая часть профессии.


– Во время Волковского фестиваля в Ярославль специально приезжали москвичи, чтобы здесь задешево посмотреть столичных же актеров, на чьи спектакли простому смертному и не попасть. Из чего складывается цена на билеты в Волковский театр?


– Мы анализировали состав зрительской аудитории с половой точки зрения, имущественной и возрастной. Как правило, это женщины средних лет, зачастую не относящиеся по своему заработку даже к среднему классу. Поэтому в Ярославле невозможны московские цены по 25 – 30 тысяч рублей за билет. Для нас было принципиально, чтобы в Волковский приходили не те, кто может себе это позволить, а те, кто хочет, кто нуждается в искусстве и ценит его. С существующими ценами от 200 рублей за билет Волковский, я думаю, действительно общедоступный. Такой, каким в свое время задумывали Художественный театр Станиславский и Немирович-Данченко.

Ярославский регион/Северный край

 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе