Без показа жестокости Ивана Грозного не понять

Когда кинематографисты, работающие на ТВ, хотят сделать себе приятное, они называют снятые ими сериалы многосерийными телефильмами. В основном ничего, кроме подмены понятий, за этим не стоит. Но бывают и исключения – как в случае с Андреем Эшпаем, чей «Иван Грозный» идет сейчас на «России». 

За шапку Мономаха не стыдно 

– Похоже, после «Детей Арбата» вы втянулись в этот жанр. 
– Скажем так: я сумел приспособить его под себя. Когда мне предложили делать «Детей Арбата», я поставил определенные условия. Сразу сказал, что буду снимать только на пленку – она дает определенную пластику, особые световые моменты, обозначает глубину… Встретил сопротивление, которое удалось сломить. Дальше я стал говорить о выработке: в день можно снять 3–4 минуты фильма. Если больше, это уже сериал. 


Мы целый год готовились к съемкам «Грозного». Персонажные костюмы и бороды все сшиты. У одного Ивана IV несколько бород – своя на каждый возраст. Это настоящее рукоделие, когда на тюль нашиваются волосы. Посох Грозного, шлемы, кончар с четырехгранным клинком – жуткое оружие, запросто прошибающее любую кольчугу и впоследствии запрещенное. Шапка Мономаха – тоже ручной работы, это можно снимать близко, стыдно не будет. 
Вообще много было сложностей. Было совершенно неясно, как должны говорить герои. Язык того времени для нас – как иностранный. Я много искал. Думал: наверняка царь ругался… 

– Матом? 
– Я даже снял несколько сцен с нецензурными выражениями – не пошло. Да оказалось и не нужно. Это очень интересное время, когда все самые жуткие и прекрасные стороны человека были выражены максимально – как в идеологии, так и в религии. Я вообще считаю, что поведение Ивана IV – следствие его неистовой религиозности. Это неправильно прочитанная Библия. И тогда я нашел ход – попытаться приблизиться к интимной сфере Грозного, понять внутренние мотивы его поступков. 

Хаматова в роли татарина 

– Вы уверены, что люди, привыкшие считать Грозного тираном, готовы принять и другую его сторону? 
– Наш фильм – первая попытка проанализировать в кино жизнь правителя от появления на свет до смерти. Эта работа нужна, потому что люди плохо знают историю жизни Ивана IV. Ну что на слуху? Будто сына убил (это, кстати, не доказано, есть версия, что его отравили) и что опричнину ввел. А знают разве, что родила Грозного не Соломония, с которой Василий III прожил 20 лет, а Елена Глинская, состоявшая с царем в общем-то в незаконном браке? А чем была в его жизни Анастасия? Не просто женщиной! И какой страшной потерей стала для него ее смерть. Мне кажется, Маше Шашловой (ученица Сергея Женовача) и Саше Демидову (актер израильского театра «Гешер») удалось показать эту великую любовь. 
Я намеренно уходил от звездного состава. Привлекал в основном неузнаваемых актеров. 

– Зато в эпизодах у вас Хаматова, Цыганов. Есть договоренность, чтобы актеры «Детей Арбата» играли в каждом вашем фильме? 
– Нет, просто у нас возникла тяга друг к другу, и нам приятно видеться вновь на съемочной площадке. Кстати, я думал, что Хаматова и Цыганов сыграют у меня более объемные роли, но не сложилось. В итоге Женя исполнил роль палача, а Чулпан потрясающе сыграла татарского посланника. Ее никто никогда не узнает, но она изумительно передала это сплетение жестокости, хитрости и смелости. 

– Почему вы только Евгению Симонову не посчитали нужным спрятать за гримом? 
– Здесь это было не нужно. На роль Старицкой (которую, кстати, в свое время хотела играть Раневская) мне требовалась актриса, обладающая высоким мастерством. А Женя – удивительная актриса. В фильме есть момент, когда она прямо в кадре меняет окраску лица. Еще она может управлять своим пульсом: внутри сцены с нормального доводит его практически до ста. 

Отрезания языка не будет 

– Вы делите жизнь Грозного на три периода: светлый, темный и раскаяние… 
– Я не делаю раскаяние в полной мере, но даю понять, что воспоминания буквально истязают. В конце жизни царь был сильно болен и, вероятно, испытывал сильные не только физические, но и моральные муки. Этим он мне и показался интересен. Тиран, который в конце жизни начинает что-то понимать – любопытно. Потому что другие как жили в жестокости, так и умирали. А он куда-то двигался. 

– Так уверенно рассказываете о Грозном. Всё о нем поняли? 
– Всё никогда не бывает понятно, и фильм я заканчиваю вопросительным знаком. 
А уверенно я говорю потому, что, если бы не был в чем-то убежден, не смог бы сделать этот фильм. Известно некоторое количество фактов, которые историки трактуют по-своему. «Иван Грозный» – мой взгляд на этого человека и события, которые происходили в его потрясающей жизни. Может, в какой-то степени мои представления ложны. Но в какие-то моменты мне серьезно казалось, что всё так на самом деле и было. В картине есть и жестокие вещи, но без них многослойности фигуры не объяснишь. Притом что мы не показываем всё в том объеме, как могли бы – с отрезанием языка или пыткой кипятком и холодной водой, когда человек просто раздувался. 
Я думаю, сейчас нужно обо всем этом говорить. Отношения власти и народа – сложнейший механизм, его надо знать. 

Сабурова Ольга

Собеседник
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе