Экипаж машины грузовой

"Кандагар"

Фильм Андрея Кавуна "Кандагар" основан на реальной истории с русскими летчиками, которые в 1995 году, пролетая над Афганистаном, были захвачены в плен талибами вместе со своим самолетом ИЛ-76, а через год ухитрились на нем же сбежать. Одновременно с российским прокатом картина выходит и в международный, под тем же названием The Crew, под которым в 1980-м зарубежные зрители могли увидеть знаменитый "Экипаж" Александра Митты.  

На этом, в общем-то, сходство между двумя остросюжетными авиационными кинополотнами и кончается. У Александра Митты получился фильм-катастрофа с элементами мелодрамы и подробно прописанными эмоциями, однако с сильными натяжками в техническом плане. "Кандагар" же по части техники более реалистичный, психологию героев обрисовывает конспективно и, скорее, клонится в сторону боевика, правда, поддерживать action на должной температуре нелегко по той объективной причине, что, сидя в тюрьме или плену, вообще трудно развлечься. Процесс сидения автор сценария и режиссер Андрей Кавун пытается по мере сил разнообразить происшествиями, может, и не всегда соответствующими реальности — как она отражена в дневниках, которые вел командир экипажа Владимир Шарпатов (в "Кандагаре" он переименован в Карпатова и имеет облик Александра Балуева) и которые он до этого показывал авторам документальных фильмов "Побег из Кандагара" и "Афганский тупик". Широкий зритель, этих дневников в руках не державший, да и вообще уже не очень помнящий реальные события 13-летней давности, думается, простил бы Андрею Кавуну и гораздо больший разгул фантазии, но, к сожалению, создателю "Кандагара" не хватило той залихватской смелости в художественном вранье, которая отличала его предыдущий фильм — "Охоту на пиранью". На этот раз вольности, которые Андрей Кавун позволяет себе с фактами, слишком часто выливаются в традиционные штампы из жанрового кино про террористов и способных дать им отпор настоящих мужиков. В "Кандагаре" таких мужиков пять (на двоих меньше, чем было в действительности), и кроме Александра Балуева в актерском составе еще две безусловные звезды: Андрей Панин в роли штурмана и Владимир Машков, играющий второго пилота. Машковская роль самая выигрышная — его персонаж много ходит без рубашки, что позволяет актеру продемонстрировать практически голливудскую физическую форму, и вообще держится с вызывающей независимостью, за что и оказывается нещадно, но живописно избит.

Кроме того, режиссер поменял национальный состав участников, среди которых кроме русских присутствовали татары (авиакомпания была татарская) — на экране русские разбавлены пухлым украинцем-бортинженером (Богдан Бенюк), но, к счастью, автору хватает такта не использовать его как политический инструмент: неприятности, которые случаются с ним, носят, скорее, религиозный характер. Первым делом захватившие наш экипаж мусульмане срывают с православной украинской шеи увесистый крест, а когда раненому бортинженеру требуется медицинская помощь, отказываются ее предоставить, пока тот не прочитает Коран. Озвучить бусурманские молитвы тут же охотно берется герой Владимира Машкова, агностик, пофигист и вообще циник, который, узнав, что первая попытка угона родного самолета чуть не состоялась без его участия, но была отменена благородным командиром, высказывается в том смысле, что он-то сам, может, поступил бы куда более эгоистично. Это один из редких спокойных моментов, когда "Кандагар" перестает слишком энергично изображать боевик и вспоминает, что где-то в глубине его таится психологическая драма о конфликте между индивидуализмом и командным духом. 


В прокате с 4 февраля


Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе