Фурцева мне помогла

Народная артистка России Ирина Розанова о роли в фильме "Фурцева"


С понедельника Первый канал начал показ многосерийного (12 серий) художественного фильма "Фурцева" (по будням в 21.30).


Картина режиссера Сергея Попова снята по сценарию драматургов Павла Финна и Ларисы Степановой. Фильм рассказывает об удивительной судьбе женщины, достигшей в СССР вершин власти. О женщине, чья непростая личная жизнь, стремительные взлеты и падения, наконец, внезапная смерть накануне краха и семьи, и карьеры, оставили множество загадок, легенд, интригующих вопросов.


В фильме Екатерину Алексеевну играют две актрисы. Фурцева в молодости - Татьяна Арнтгольц. Озорная и непосредственная, искренне верящая в скорую победу коммунизма, и принимающая активное участие в его строительстве, жадная до работы, бескомпромиссная в любви - такой предстает двадцатилетняя деревенская девочка в начале фильма.


Умудренная горьким опытом интриг, предательств, разочарований - в мужчинах, которых любила, в соратниках, которым доверяла, и, главное, в собственных иллюзиях и максималистских поступках, - такой мы видим Министра культуры Екатерину Фурцеву далее. И эту непростую роль играет народная артистка РФ Ирина Розанова.


Российская газета: Ирина, сколько времени вы работали над фильмом? Год? Два?


Ирина Розанова: У меня лично было около 60 съемочных дней - это заняло все лето и осень.


РГ: Несмотря на обширную фильмографию, такого плана роли в кино у вас еще не было.


Розанова: Трудно сказать - я так сразу все свои крупные работы и не припомню. Но, безусловно, сыграть такую женщину непросто. Екатерина Алексеевна - личность мощная, яркая. А для меня эта роль была возможностью честно и откровенно рассказать о том, что я прожила в своей жизни, о том, что я тоже знаю - потери, предательства, разочарования… В этом смысле работа для меня была очень живая.


РГ: До того, как вы взялись за эту роль, что знали о Фурцевой? Травили в компании о ней какие-то актерские байки? Было такое?


Розанова: О любой личности, которая заметна, всегда ходит много рассказов и домыслов. Но это как раз меня совсем не интересовало. Лично, конечно, я не была знакома с Екатериной Алексеевной. Но я разговаривала с Галиной Борисовной Волчек. Она мне много рассказывала о ней, поскольку дружила с Екатериной Алексеевной. И со Светой, дочерью Фурцевой, я много говорила. А так… Знаете, я закрыла уши для всех сплетен. У меня был сценарий, и я смотрела много хроники, фотографии. Познакомились и с внучкой Екатерины Алексеевны - Мариной. Мы пообщались. Она тоже очень переживала, как именно будет изображена бабушка в фильме.

Конкурентка Хрущеву?


РГ: Биография Фурцевой поднимает серьезные вопросы. Например, правда ли, что настоящая культура может быть лишь при тоталитарном режиме? Или может ли женщина быть конкурентом в мужской политике? Говорят, что в свое время у Фурцевой и начались неприятности, потому что она составляла конкуренцию другим высоким руководителям, чуть ли не самому Хрущеву. Вы думали над этим, когда работали над ролью?


Розанова: Конечно. А как же иначе? И эти вопросы возникали. И о месте женщины в обществе. А тем более той, которая что-то собой представляет. Женщина, которая многого добивается и делает что-то конкретное, всегда воспринимается очень неоднозначно. И мужчины многое нам, женщинам, не прощают. Она была, на мой взгляд, сумасшедшим трудоголиком, безумно искренне верящим... Она была с верой, понимаете? В этом человеке была вера!


РГ: Вера в коммунизм?


Розанова: Я не знаю, в коммунизм или нет. Вот мама моя - народная артистка - была секретарем парторганизации. Она всю жизнь была коммунисткой. Но мы знаем примеры таких коммунистов, у которых вся жизнь "в шоколаде", - и моя мама, которая занималась проблемами других и помогала людям. Для себя она не сделала ни-че-го.


РГ: Фурцева была такая же?


Розанова: Да, судя по тому, что о ней рассказывают в хронике и вспоминают в книгах, статьях и документальных фильмах. Вспоминают, например, что какие-то 400 долларов она передавала кому-то за границей... Сегодня вообще это все смешно, непонятно. Она была очень мощный строитель, очень сильная женщина! Сколько она сделала и придумала! Она очень хотела, чтобы наш народ, наши люди, наша страна были впереди. Она делала все, чтобы мы были лидерами. Она привезла в СССР "Джоконду"… Можно привести массу других примеров. Другое дело, что она в чем-то была слепа. Но безгрешен только Господь Бог.


РГ: Как в ней сочеталось то, что она была трудоголиком, и при этом - такие страстные романтические истории


Розанова: В чем-то убывало, в чем-то прибывало…

Сделала себя сама


РГ: Как вы, как актриса, почувствовали - что ей помогло выстоять в жизни? Какая черта?


Розанова: Общая черта всех наших сильных женщин. Плюс все-таки энергия человека, вышедшего из провинции. Она же родом из-под Вышнего Волочка. Ткачихой была. Она свою биографию строила сама. Мне и Марина, внучка, говорила, что она была очень организованным человеком. При этом честным, открытым. Было и другое, конечно. Но мне даже это неинтересно. Не могут простить ей Пастернака. Наверное... Но кто из наших политиков и кто вообще без ошибок существует в нашей жизни.


РГ: Вы ведь тоже из провинции, также сделали себя сами. Я читала вашу биографию: в одних местах написано, что вы родились в Рязани, в других - в Пензе.


Розанова: Я родилась в Пензе, но в 6 месяцев меня увезли в Рязань. Это как с фамилией. Фамилия у меня РОзанова, а зовут РозАнова.


РГ: Это ведь связано с тем, что ваш костромской прапрадедушка по папиной линии находился в отдаленном родстве со знаменитым философом Василием РОзановым.


Розанова: Да, с Василием Васильевичем. По папиной линии. Но дело не в этом. Мы все, которые приезжаем, делаем себя сами. Говорят - московская интеллигенция. А кого ни копни. Нет с нами Олега Ивановича Янковского, Саши Абдулова, но они все были не москвичи. Энергия провинциалов существует. Да, я сама тоже гастарбайтер, когда-то давно приехавший в этот город. Но он стал моим, потому что я всегда так любила Москву... Единственный город, где я хотела жить, существовать, работать.

От "Интердевочки" до Фурцевой


РГ: Я хорошо помню ваши ранние роли, а потом мне показалось, что был какой-то период, когда вы пропали.


Розанова: Я никогда никуда не пропадала. Я пропала в том смысле, что не даю интервью и не бегаю на съемки для "ящика". В светских передачах и играх вы меня не увидите. А по части работы у меня было очень много интересных ролей, поэтому я все время -в процессе.


РГ: Вы не боитесь ответственности роли Фурцевой? Эта работа, которая может прикрепить ярлык на всю жизнь.


Розанова: Мне не страшно. У меня такое количество разнообразных ролей. И порой люди вытаскивают на свет те, о которых я забыла. Помню, пришла на интервью, и кто-то позвонил и сказал: "После вашего шедевра - "Интердевочки"...


РГ: Это, конечно, полюса - от Симы-Гулливера в "Интердевочке" до Фурцевой.


Розанова: Это огромное удовольствие для актрисы, скажу я вам, подарок сказочный - в наше время получить возможность сыграть такую роль (да простит меня Екатерина Алексеевна), чтобы рассказать какие-то свои личные откровенные вещи. В работе, а не в тупых интервью, закладывая свою жизнь, семью и всех остальных. А высказаться таким образом - для меня это так много значило. Потому что когда у меня на руках умер папа… Это было в марте… Я успела приехать из Москвы… Через несколько месяцев мы начали снимать сцену, когда у Фурцевой умирает мама. И играть-то было нечего! Когда все это в жизни знаешь, то роль просто проживаешь.


Что уж говорить, персона она противоречивая. Многие люди и по сей день считают, что она как была необразованной ткачихой, так и осталась. Но я думаю, что все это говорят злые языки, потому что этот человек очень много сделал для страны и для культуры. В частности, для многих художников. Во времена Фурцевой многие с ней дружили, потом ее позабыли, как это часто бывает. А обиженных наверняка море.

о внешней схожести


РГ: Ирина, в фильме у вас строгие, соответствующие времени костюм и прическа... Вы сами придумывали образ или это целиком работа художников?


Розанова: Это все дело рук художников по гриму и по костюмам. У нас не было задачи добиться полного внешнего сходства. Я и ростом выше, и лицо другое. Помню, когда мы снимали в Доме кино, там женщины, которые помнят ее и знают меня, говорили, что она не была такая худая. Но не в этом же смысл. Не во внешней схожести. Мне хотелось в этой роли по душам поговорить.


Кстати


Вскоре телезрители увидят Ирину Розанову в еще одной необычной роли - в новом многосерийном художественном телефильме "Маршал Жуков", который Первый канал намеревается показать в этом телесезоне, актриса сыграет певицу Лидию Русланову.

вопрос недели

Похоже?


Вячеслав Шалевич, народный артист РСФCР: Замечательно уже то, что авторы заинтересовались фигурой Фурцевой. Она была частью советской системы, выросла в ней, знала ее законы, была очень красивой, что в совокупности позволило ей занять руководящий пост в стране.


Игорь Кириллов, народный артист СССР: Похоже! Фильм про Екатерину Алексеевну я смотрю с удовольствием и узнаю ее в фильме. Она ведь однажды участвовала у нас в "Голубом огоньке". Живая, обаятельнейшая женщина, необычайно похожая на мою тещу. А в принципе к сериалам из советской жизни у меня отношение двоякое. Настало ли уже время для художественного воспроизведения этих событий, особенно криминального свойства, как в фильме "Дело гастронома N1"?


Ярослав Листов, историк, консультант фильма "Фурцева": На мой взгляд, в более поздний период Екатерина Алексеевна была более женственной, чем это показано на Первом канале. При этом в молодости при всей женственности характер у нее был более твердый, что помогло ей дойти до тех высот, до которых она дошла.


Борис Жутовский, художник: В фильме хорошо видно время, да и сама Фурцева именно с таким характером и была - взбалмошно-сердобольная партийная дама, капризная, своевольная. Могла пожалеть-разрешить, а могла и послать подальше. У меня был опыт общения с ней после разгона Хрущевым выставки в Манеже, и на фоне остальных она хотя бы была готова нас выслушивать.


Игорь Волгин, писатель, историк: Считаю, что исторические сериалы очень важны. Но не менее важно, чтобы они были объективными, чтобы в них не было подтасовок. Это касается не только документальных картин, но и художественных. И об этом я много писал, когда шла речь о сериале "Достоевский", полная версия которого сейчас идет на канале "Культура".


Лев Дуров, народный артист СССР: Знаете, песня такая была: "Никого я не боюсь, я на Фурцевой женюсь"? Я был дважды на приеме у министра Фурцевой. Человек субъективен в своих оценках. Кому-то она сделала добро, кому-то не помогла. Мы обращались к ней дважды. Оба раза - отказ. Но эти два раза на приеме она сидела напротив. Красивая женщина.


Георгий Гречко, летчик-космонавт: Лично я с ней знаком не был. А вот с директором Елисеевского гастронома - прототипом героя сериала "Дело гастронома N 1" - однажды летел в самолете. Потому фильм про него смотреть не стал: когда я знаю людей, фильмы о них смотреть мне не хочется. Так было и с картиной, где гениальный Кирилл Лавров играл Сергея Павловича Королева, которого я хорошо знал. Много лет не мог заставить себя ее посмотреть.


Теодор Гладков, писатель: В 1965 году был вечер в честь юбилея журнала "Советская женщина", и мне было поручено принимать знатных дам, среди которых была и Фурцева. Я передал ей подарки и должен был приколоть значок журнала. Но Екатерина Алексеевна была не в официальном костюме, а в платье, и мне было страшно неловко. Увидев мое смущение, она игриво засмеялась и сказала: "Ну что же вы, молодой человек". В ней проглядывало что-то человеческое, неофициальное.


Сусанна Альперина


Российская газета


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе