Герои не нашего времени?..

Ничто так не мешает добраться до истины, как памятники и легенды, считает Юрий Богомолов.

"Кабачок "13 стульев", Сталин и Проханов, плюс склока двух "Железных леди" с мужчинами из "Справедливой Россией" и пара новых проектов ("Да, господин президент" и "Один в один") – таков был репертуар уикенда. А последующие будни стали бенефисом для артиста Сергея Безрукова в роли Есенина.

© РИА Новости. Алексей Наумов

Первый канал множит сериалы, рассказывающие о жизни замечательных персонажей минувшего века. За "Страстями по Чапаеву" последовали страсти по Есенину в одноименном телепроизведении.

Что касается Василия Ивановича, то страстей особых и не было. Понятно, что создатели сериала (режиссер Сергей Щербина и сценарист Эдуард Володарский) оказались в затруднительном положении: с одной стороны аура легендарного фильма 1934 года, с другой – крутая гуща анекдотов о Чапае и Петьке.

Авторы обновленного Чапаева рискнули изложить биографию реального прототипа исторического персонажа. Вышло собрание неких драматических и мелодраматических коллизий, случившихся с бледной тенью того, кого мы все еще помним по старому фильму и по нестареющим анекдотам.

Никто уже не ждал, что Чапай выплывет, но никто и не мог представить, что там, под водой, он встретится со своей первой любовью.

Возможно, все от того, что Василий Иванович на сей раз по отношению к комиссарам Гражданской войны – и не свечка, и не кочерга.

…Есенин, по замыслу авторов его жизнеописания (режиссер Игорь Зайцев, сценарист Владимир Валуцкий), отечеству – свечка, а большевикам – кочерга. Неудача, пожалуй, в том, что режиссер и драматург больше были заняты детективной интригой, нежели внутренним миром своего героя.

Не результаты расследования, а логика расследования самоубийства поэта подсказывает, что это было все-таки убийство Есенина. И авторы на этом настаивают. Объективно говоря, эту версию трудно опровергнуть, но, увы, невозможно и подтвердить. Прямых улик нет. Прямая улика (тело поэта), по убеждению авторов, захоронена и забетонирована. И увенчана гранитным памятником.

Что правда, то правда, ничто так не мешает добраться до истины, как памятники и легенды, в чем еще раз можно было убедиться в связи с 60-м днем смерти товарища Сталина.

***

Документалист Владимир Чернышев уверен, что ему-то удалось докопаться до нее в своем сериале "Сталин с нами". То есть представить нам его истинным, не черно-белым, а колоризованным. Он так его и позиционировал. Мол, могут не смотреть его повествование и те, кто считает Сталина гением всех времен и народов, и те, кто видят в нем исчадие ада.

Я вижу в нем исчадие ада, но ослушался автора и посмотрел его картину. И вот что мне открылось. Не скажу, что впервые.

…Что Сосо Джугашвили в юности писал стихи, проникнутые абстрактным гуманизмом.

…Что он впоследствии подарил деду грузинского артиста Кахи Кавсадзе трубку и книгу с автографом, а потом его расстрелял. Внук бережно хранит эту реликвию, достает ее из футляра, нюхает – не сохранила ли она запах табака товарища Сталина… Нюхает, не чуя ни запаха табака, ни запаха крови своего предка.

Еще Коба как истинный либерал ратовал в 36-м – 38-м годах за честные выборы на альтернативной основе. Но его не послушались товарищи по партии как в центре, так и на местах, и пришлось ему пойти на поводу у них – сажать, стрелять и снова сажать.

Ко всему этому документалист Чернышев в архивах компетентных органов обнаружил протоколы допросов всех известных "врагов народа", из чего ему стало понятно, что они действительно были наймитами иностранных разведок и замышляли страшное. Он зачитывает их признательные показания, ни словом не обмолвившись, как те были добыты.

Это уже что-то запредельное и с точки зрения морали, и по всем профессиональным канонам.

Хотя, если оглядеться и вдуматься, не так уж и разителен профессиональный цинизм тележурналиста. Тот же Кавсадзе оправдывает расстрел своего деда. Под занавес картины автор дает синхроны тех, кто прошел ГУЛАГ. И они не в обиде на отца народов и своего мучителя.

Им вторит в беседе с телеведущим Владимиром Познером писатель Александр Проханов, деды которого тоже стали жертвами сталинских репрессий. Да что предки, он сам готов был бы все это претерпеть, если бы страна снова свершила прыжок в космос.

***

Рядом с Познером не оказалось тени Всеволода Мейерхольда. Она бы вмешалась в их разговор:

— А были бы вы согласны, чтобы во время полета на Марс русского космолета вас бы били, как меня, "больного шестидесятишестилетнего старика. Клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине; когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам (сверху, с большой силой) и по местам от колен до верхних частей ног. И в следующие дни, когда эти места ног были залиты обильным внутренним кровоизлиянием, то по этим красно-сине-желтым кровоподтекам снова били этим жгутом, и боль была такая, что, казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток (я кричал и плакал от боли). Меня били по спине этой резиной, меня били по лицу размахами с высоты…" (Из письма Мейерхольда Молотову).

Интересно, чтобы ответил этому зеку господин Проханов?

И у меня к писателю тоже вопрос: "А хотел бы он, чтобы его детей и внуков посадили бы в соседнюю камеру?".

Или… того хуже.

…Я наткнулся в Сети на один документ.

"Донесение секретно-политического отдела

полномочного представительства ОГПУ по ЦЧО от 31 мая 1933 г.

Обком ВКП(б) – т. Иванову.

Борисовский район [ныне Белгородская область – П.З.]. В Николаевском сельсовете 28 мая кулачка Матвеенко Евдокия убила 6-летнюю девочку Руголеву Клавдию и свою 5-летнюю дочь и употребила их в пищу.

Матвеенко арестована. Райуполномоченным ведется следствие.

Полпред ОГПУ по ЦЧО Дукельский".

Неизвестно, довел ли это следствие бывший тапер Семен Семенович Дукельский до конца, выяснил ли он, отчего это Евдокия Матвеенко "употребляла в пищу" своих детей.

Ничего неизвестно также о дальнейшей судьбе "кулачки" Евдокии. Досконально известно только, что райуполномоченный полпред ОГПУ по ЦЧО несколько позже лично курировал в Воронеже ссыльного Мандельштама, а в 1938-м возглавил киноиндустрию, потом еще чем-то руководил, пережил Сталина, разоблачение его культа и скончался в 1960 году в должности персонального пенсионера союзного значения.

Разумеется, сталинисты на все эти документы-аргументы плюют с высокого потолка, отрясают прах расстрелянных, замученных и съеденных и приговаривают: "Зато мы делали ракеты, перекрывали Енисей…". И чего-то еще достигли в области балета…

***

Владимир Чернышев снимал свою картину, видимо, не ведая, что фильм с похожим названием был снят еще в 1989-м известным документалистом Тофиком Шахвердиевым. Он так и не был допущен до телезрителя. Сегодня фильм легко можно найти в интернете. В нем предоставлена возможность выразить свою точку зрения верующим сталинистам. Они тогда были убеждены в святости человека и палача. А фильм получился отчетливо антисталинистским.

…Вот ведь волшебная сила документального искусства: Шахвердиев не позволил себе ни одного слова в осуждение или в оправдание генералиссимуса; он только завопросил заголовок своего фильма: "Сталин с нами?".

— С нами, с нами, – отвечает документалист Чернышев.

***

За решетку сталинисты, как правило, не желают. Вот только Проханов не против, да и то, думаю, – ради красного публицистического словца. Но против железного занавеса, отгородившего бы их от гадкого Запада, они бы не возражали. Лишь бы в телевизионную щелочку им показывали раз в два месяца, а лучше каждый день, "Кабачок "13 стульев".

Юрий Богомолов

РИА Новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе