На манер Вальтера Скотта

Годунов. Продолжение.
Первая часть сериала, прошедшая на канале «Россия 1» в конце прошлого года, вызвала огромный интерес. 


Первый исторический сериал об эпохе царствований Ивана Грозного, Фёдора Иоанновича и Бориса Годунова. Первая часть показалась очень серьёзной и весьма удачной попыткой приблизить далёкое прошлое и срифмовать его с настоящим. И заодно шансом вырваться «из-под гнёта» карамзинской («романовской») трактовки событий и личностей конца ХVI века, которой следовали Александр Пушкин, Алексей К. Толстой и многие другие.

Исторические персонажи, замечательно воплощённые артистами, ожили и оказались очень современными. Грозный (великолепная работа Сергея Маковецкого), Фёдор Иоаннович (Фёдор Лавров), Бельский (Антон Кузнецов), Щелкалов (Владимир Стеклов), конечно, Годуновы, Шуйские, Романовы и другие персонажи сериала принадлежат своему времени, однако не давали забыть о всегдашних пороках власти: мздоимстве, казнокрадстве и коллаборационизме.

Что во главе угла – интересы человека или интересы царства? А кто знает наверняка, в чём их истинные интересы? Задавая такие вопросы, мы простились с Иваном, его сыном Фёдором и соборно выбрали Бориса на царство, а в самом финале первой части, как чёрт из банки, выскочил молодой беспредельщик Гришка Отрепьев. Евгений Ткачук по актёрской манере такой же антагонист Сергея Безрукова, как Отрепьев Годунова. Их будущая заочная схватка представлялась крайне интересной. А также то, какими предстанут царствование Лжедмитрия, правление Василия Шуйского и Лжедмитрия II, Семибоярщина, изгнание поляков из Москвы, воцарение Михаила Романова…

И вот наконец долгожданное продолжение.

Оно разочаровало. Такое впечатление, что режиссёр Тимур Алпатов и сценарист Илья Тилькин последовали совету, который Николай I дал Пушкину по прочтении его «Бориса Годунова»: «Переделать пьесу на манер Вальтера Скотта». Исторические персонажи, энергично действовавшие в первой части, ушли в тень или исчезли, как, например, Бельский, а вместо них появились вымышленные. На первый план выступили стрелец Нечай (Кирилл Зайцев), на которого написал донос его друг (Сергей Дьяков), вследствие чего Нечая посадили и чуть не убили. А когда ему удалось бежать, он стал во главе шайки разбойников, потом перешёл на службу к Лжедмитрию, а потом… убил его, опять разбойничал, перелетел в Троицу, чтобы защищать её от Лжедмитрия II. Появился также выдуманный толмач Илейка (Иван Колесников), у которого случилась любовь с царевной Ксенией (Дарья Урсуляк). Она же из «вельми лепой», смиренной дочки Бориса превратилась в главную героиню, символ сопротивления. На самом деле в событиях Смутного времени её роль была печально незначительной: Лжедмитрий сделал её своей наложницей, а потом услал в монастырь.

Крайне преувеличена в преодолении Смуты также роль Фёдора Романова, а главных спасителей царства почему-то нет совсем. Интересны были лишь серии с Лжедмитрием, который, что удивило, не только вор, насильник и злодей, но и неудавшийся реформатор. Он мечтал о, как бы сейчас сказали, модернизации России, но бояре её не захотели и свергли «анпиратора» – а то, что он предлагал, удалось воплотить только Петру Великому. А зачем таким мелким и жалким представлен Лжедмитрий II? Он тоже был не прост и продержался во власти гораздо дольше предшественника.

Странно также, что нам долго показывали «ядерные обстрелы» Троицы, хотя судьба царства решалась в Кремле, где засели ляхи. Нас обделили, не показали ни Пожарского, ни Минина. Не рассказали, почему и зачем бояре в отсутствие Филарета, договаривавшегося в Польше о воцарении на русский престол Владислава, посадили на трон его совсем юного сына Михаила Романова. И о том, как потом ему выбирали невесту, об интригах его матушки, представленной в сериале чуть ли не святой...

Жаль, что лишь эпизодически присутствует в сериале женщина головокружительной судьбы – блистательная авантюристка Марина Мнишек (Ольга Калицка), вот кому можно было бы посвятить жгучую историческую мелодраму на манер Вальтера Скотта.

Так что попытка художественного осмысления Смуты, начиная с убийства Лжедмитрия, «не засчитана». Зритель тоже так решил, массово переходя из дворцов «России 1» на сторону Первого канала, где «У нас во дворе» за власть (в семье) боролись герои Сергея Пускепалиса и Равшаны Курковой. 

Автор
Кондрашов Александр
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе