Никита Высоцкий рассказал о закулисье сериала "Союз спасения": "О декабристах много врали"

"Нет ни одного исторического фильма, который не отклонялся бы от фактов",
НИКИТА ВЫСОЦКИЙ (В ЦЕНТРЕ) НА СЪЕМКАХ СЕРИАЛА «СОЮЗ СПАСЕНИЯ». 
ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА ПЕРВОГО КАНАЛА


Действующие лица и события сериала «Союз спасения» хорошо знакомы любителям исторических проектов. В 2019 году вышел одноименный фильм, посвященный восстанию декабристов, однако новый сериал не расширенная версия полнометражной картины, а своего рода приквел, в котором показано, что привело к историческим событиям у стен Петропавловской крепости. «МК» изучил закулисье проекта


Никита Высоцкий был одним из авторов сценария фильма «Союз спасения» и на съемках сериала взял на себя сразу несколько функций. Он снова написал сценарий, сыграл небольшую роль (Иван Дибич) и стал одним из режиссеров. Для сына легендарного барда «Союз спасения» и в кино, и в сериальном формате в эфире Первого канала стал первым историческим проектом, и работа над ним шла отчасти вопреки правилам киноиндустрии.

В беседе с «МК» Никита Высоцкий рассказал об исторической правде, киновымыслах и способах не обращать внимания на ненавистников.

— Обычно работа над фильмом и сериалом подразумевает одну съемочную площадку. В кино показывают короткую версию, по телевидению — расширенную. Но в случае с вашим сериалом все как будто не по правилам…

— Когда мы делали полнометражное кино, то никакого запаса, из которого потом можно смонтировать сериал, предусмотрено не было. Но лично у меня после съемок осталось ощущение некоторой недосказанности и недовыраженности того, что во мне жило и бурлило несколько лет. Поэтому, когда поступило предложение сделать сериал, я очень обрадовался, хотя, конечно, предвидел некоторые проблемы. Если бы мы с самого начала снимали с учетом того, что должны получиться и фильм, и сериал, телезрители увидели бы тот же фильм, но в большем объеме. У нас же вышла более полная, содержательная и, если хотите, серьезная история. И так получилось, потому что мы снимали уже после того как работа над фильмом была закончена.


ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА ПЕРВОГО КАНАЛА


— Вы упомянули о проблемах, и, наверное, главная из них — возвратить звездную актерскую команду на съемочную площадку…

— В нашем случае речь шла не только о сложных графиках артистов. В 2020 году умер Сергей Михайлович Колтаков, великий русский актер, игравший адмирала Мордвинова, то есть одну из центральных ролей. Проблем действительно было немало, однако вся съемочная группа отлично отработала. Конечно, для актеров входить второй раз в ту же воду не всегда интересно, но они отнеслись с большим пониманием.

— Мундиры новые шили или старые подошли?

— Для новых персонажей, например для меня — в кино я не играл, а в сериале есть маленькая роль, — сшили новые. Остальным пришлись впору старые.

— Вы уже не первый раз снимаете как режиссер в тандеме с Ильей Лебедевым. Как вы работаете: все время в паре или делите обязанности?

— Мы с Ильей шутя называем друг друга крупными режиссерами, потому что оба по метр девяносто ростом. С Ильей очень удобно работать. Он отлично понимает кинопроизводство, является одним из лучших режиссеров монтажа в стране, что очень помогает на площадке. Я чуть больше работаю с актерами и с собой как со сценаристом. Мы во многом дополняем друг друга. Илья моложе, энергичнее, разбирается в кино, мне с ним комфортно.

— Ваш предыдущий сценарий для фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой», наверное, был очень личным, потому что посвящен вашей семье. На «Союзе спасения» вы погрузились в исторический материал. Увлекаетесь историей или в проект вы попали по стечению обстоятельств?

— Это продюсерское кино, поэтому материал и людей, которые будут над ним работать, выбирали продюсеры. И они высказали достаточно определенные пожелания по поводу того, кто это сможет сделать. Когда я писал сценарий, то понимал, что мне доверяют. Конечно, была огромная подготовительная работа. Вокруг декабристов ломают копья до сих пор. Они и негодяи, которые хотели разрушить страну, и масоны, подчинявшиеся тайным европейским центрам, а с другой стороны, первые революционеры… У нас было несколько консультантов, но мне хотелось бы выделить Оксану Киянскую. Она молодой действующий ученый, и внутри этой темы она во многом меня сориентировала.

— Только на вашей памяти официальное отношение к декабристам пару раз менялось. А с учетом нынешних реалий может измениться еще раз…

— О декабристах очень много врали и уничтожили немало документов, чтобы они не портили картину, которую нам нарисовал, например, Ленин. Декабристы и сами скрывали то, чем занимались, а когда их арестовали, явно не стремились раскрыть глаза следователям, наоборот, запутать всех и замести следы. Но среди массы непонятного есть одна абсолютно якорная вещь. В ту красивую эпоху жили просто невероятные люди. И декабристы — молодые дворяне, которые воевали с Наполеоном в подростковом возрасте, как Муравьев-Апостол. И те, кто им противостоял: Мордвинов, Сперанский, сам император Александр. Что бы мы сейчас ни говорили о декабристах, как бы ни меняли к ним отношение, но они останутся людьми необыкновенной красоты и глубины.

— Должно ли историческое кино показывать все так, как было на самом деле?

— Не сценаристам и режиссерам нужно исправлять ошибки историков и идеологов. Но прислушиваться нужно, особенно если в сценарии есть конкретные имена. Конечно, мы не пишем учебник истории, мы делаем художественное кино, которое должно быть интересно сегодня. И имеем право на вымысел, но при уважении к тому, что уже известно до нас. Думаю, нет ни одного исторического фильма, который не отклонялся бы от фактов. Но эти отклонения во имя художественной правды. Конечно, нас критикуют. Либералы говорят, что мы сделали контрреволюционное кино. Ура-патриоты уверены, что декабристы — враги, их нужно было растоптать, и вообще, мало казнили. Для меня главное здесь — внутренняя гармония тех, кто это кино сделал. И у меня такое чувство есть. Я думаю, нам многое удалось, многое мы сделали правильно.

— Если говорить о критике, то картине «Высоцкий. Спасибо, что живой» тоже досталось. Вы ожидали, что будет так много сердитых отзывов?

— Со своей фамилией к тому времени — фильм вышел в 2011 году — я жил почти полвека и хорошо знал, что персона отца и при его жизни вызывала большие споры, а после смерти тем более. В нас, его близких людей и рассказчиков разных историй, тоже постоянно летели обвинения в корысти и вранье. К чему-то я был готов, но в целом это, конечно, болезненно. В случае с картиной «Высоцкий. Спасибо, что живой» я понимал, что фильм — мое объяснение отцу в любви. Это чувство меня поддерживало и в работе, и в ситуации, когда стыдили и стращали. Я написал тот сценарий, потому что так думаю и потому что по-прежнему очень люблю этого человека.

— Сейчас настоящий бум фильмов-биографий. Есть вероятность, что и про Высоцкого еще что-то будут снимать?

— Я сейчас не рассматриваю такие проекты. Возможно, они появятся, меня попросят поучаствовать, и я не смогу отказаться. Не потому что денег много предложат, а потому что буду нужен в этом проекте. Но пока ничего такого нет.

Автор
Илья ЛИТОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе