Об общественном телевидении

В подписанном 24 июня указе президента России «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» [1] появилась такая новация, как детско-юношеский телевизионный канал. И это, безусловно, замечательно. Дай Бог, придут талантливые люди, и вскоре уже днем дети, а вечерами юношество смогут заполнить досуг возвышающими душу зрелищами. Если этот канал будет покупать и тем более снимать сам познавательные фильмы, например исторические, наподобие тех, что выпускает BBC, это будет просто счастье. Хорошие мультики, молодежные ток-шоу… Опыт канала «Культура» показывает, что у нас в стране очень даже умеют делать качественный телеэфир.


Хорошо известно, что часто меры, принятые правительством, заставляют думать о мерах, им не принятых. Не вините нас за это, правительство (предложившее открыть новый телеканал) и президент! Так устроен общественный человек.

Общественный человек у нас в стране много лет мечтает об общественном телевидении. Независимом от государства, оплачиваемом, скажем, через специальный целевой налог (по британскому или немецкому опыту). Не стесненном до предела официальной линией, но стесненным нравственными ограничениями и принципами сбалансированности в подаче материалов. Исполняющий миссию – информировать и просвещать.

Демократизаторские шаги, предпринимаемые правительством без ясного общественного запроса, вредны для государства. Но о других, своевременных шагах навстречу обществу замечательно писал (конечно, вне демократического контекста) истинный консерватор Н.М. Карамзин: «Спасительными уставами бывают единственно те, коих давно желают лучшие умы в государстве и которые, так сказать, предчувствуются народом, будучи ближайшим целебным средством на известное зло…»

Предчувствуется, предчувствуется народом общественное вещание! И желается лучшими умами в государстве. Участники дискуссий, происходящих на важных публичных площадках в российских регионах, буквально вскипают, когда речь заходит о том, что говорят и показывают на ТВ. Люди самых различных взглядов крайне недовольны сегодняшним телевидением. Конечно, разные группы разного ждут от его гипотетических альтернатив. Кто-то – следования канонам нравственности. Кто-то – политической независимости. Кто-то – оппозиционности. Это последнее явно не в сфере общественного телевидения, нравственность присуща ему безусловно, а вот политическая независимость как таковая – то есть как дистанцированность от всех политических позиций, объективность – это материя, которую можно было бы попытаться создать.

Общероссийский канал, в основу которого положены уставные принципы, которые мне сейчас придется процитировать по немецкому аналогу, был бы как минимум «целебным средством на известное зло». Принципы эти, положенные в основу программной политики общественно-правового телерадиоканала ZDF (Второе германское телевидение), таковы (взяты из статьи на эту тему А. Артищева): ZDF дается самостоятельность в создании программ. В то же время ему предписывается согласовывать свою программную политику с АРД (сообщество общественно-правовых каналов Германии, куда наряду с общефедеральным каналом входят земельные). Через передачи ZDF телезрители Германии должны получать объективный обзор событий в мире, в особенности всеохватную картину немецкой действительности. Передачи должны стимулировать свободу индивидуального и общественного мнения. ZDF должно уважать и защищать в своих передачах достоинство человека. Вещание компании должно вносить вклад в укрепление уважения к жизни, свободе и физической неприкосновенности, к вере и мнению других. Оно должно уважать нравственные и религиозные убеждения населения. При этом передачи должны способствовать прежде всего единству объединенной Германии, а также свободе и общественной интеграции.

Совет по телевидению и радиовещанию ZDF состоит из 77 членов: трех представителей федерального правительства, представителей правительств земель, остальные представляют партии, конфессии, профсоюзы и многочисленные сообщества.

Проекты уставов общественного телевидения разрабатывались и у нас, они достойны всяческого внимания, и когда дойдет до дела, какой-то из них, наверное, сможет послужить основой для документа. Подробная ссылка на заграничный опыт сделана постольку, поскольку это именно опыт, причем многолетний, наработанный в многоконфессиональной федерации.

Конечно, сейчас говорят о наступлении эры цифрового ТВ, а значит, о неизбежном «цифровом плюрализме» сотен телеканалов, что, вроде бы, снизит актуальность проблемы качества нашего ТВ. Да, отчасти снимет. Но сотни каналов – это не то же самое, что несколько основных, которым государством предоставлена возможность быть «общероссийскими обязательными общедоступными». Очень желательно, чтобы один из таковых соответствовал принципам общественно-правового вещания. Это предчувствуется народом.


Эксперт Online
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе