Пройти «Библиотекаря»: чем интересен новый мини-сериал

Советник президента по вопросам культуры Владимир Толстой объявил на днях, что риски закрытия кинотеатров из-за ухода западных кинокомпаний преодолены. 
Кадр из сериала «Библиотекарь»


Собственно, и я писал ранее, что сами справимся.


Не отстаёт от индустрии большого экрана и производство затейливых сериалов продолжительностью в 7-9 серий условного формата «русский нетфликс». Яркий пример – своеобычная продукция Игоря Твердохлебова, экранизировавшего культовый роман Михаила Елизарова «Библиотекарь».

На книгу меня когда-то навёл взахлёб её хваливший на федеральном телеканале Фёдор Бондарчук. Его воображение сразила сама идея – советские книги категории «Б» обладают магической силой. Судя по интервью, более ничего в сочинении он не увидел. Подумалось: не дай бог, экранизирует.

Взявшись за книгу, я огорчился, увидев сначала пустую поделку на манер Сорокина, с таким же натурализмом по части физиологических отправлений. Но то оказалась присказка. Миновав её, я попал в сказку – полюбившуюся, хоть и с перехлёстом по части кровавых ристалищ.

Сравнивая сериал с романом, видишь вопиющие различия. Сохранена лишь завязка, и досады не возникает.

Появление на экране в шестой серии физиономии самого писателя Елизарова только укрепляет в уверенности, что всё сделано правильно. Ибо главное – дух, а не буква.


Фото: ТАСС / Сергей Карпухин


Раскрывать сюжет не буду. Только завязку. 1994 год. Мерзость запустения, родина уползает в небытие. Вышние смыслы утекают, люди деградируют. И вот случайно обнаруживается, что бездарные книжки умершего соцреалиста, писавшего о труде, ратных подвигах и колхозной жизни, обладают при соблюдении определённых правил прочтения магической силой. Посвящённые за книги эти воюют, гибнут. И обретают смысл.

Немалое значение в книге и фильме имеет то, что можно назвать религиозной жертвенностью. Герои, как в Средневековье, отдают жизни за такие же эфемерные вещи, как вера и сакральные атрибуты.

Ортодоксальные иудеи верят, что в их Торе, или Пятикнижии Моисеевом зашифровано нечто большее, нежели прямое его содержание. Что текст – это шифр, что в порядке букв заключён великий замысел, который смертным только предстоит расшифровать. Кажется, Елизаров придумывал свой мир с оглядкой на каббалистов.

Ко всему прочему, представленная история – о великой силе печатного слова. Разумеется, повествование не более чем метафора, содержащая тайную мечту любого беллетриста написать что-нибудь волшебное, сводящее с ума. И демонстрация для недалёких книгочеев того, что сюжет – совсем не главное. Как, впрочем, и в кино.

Лейтмотив «Библиотекаря»: разумная жизнь инстинктивно тянется к осмысленности, высшей цели, системе ценностей, в которой сама жизнь не на первом месте.

О серьёзном всё. Из несерьёзного замечу, что смотрится остросюжетное представление на одном дыхании, привлечены лучшие актёрские силы. Зрелище трагедийное, щемящее и достаточно глубокое. Успешная попытка наполнить телевизионный продукт магической силой.

Автор
Михаил ДРЯШИН
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе