Разговорчики в эфире

Дискуссий в эфире стало больше. Дискуссии стали злее. Особенно, когда ТВ заикается о Сталине, или о Ельцине, или о национальной идентификации и об интернациональной либерализации…

В спорах, увы, не истина рождается, а ненависть материализуется. И усталость от нее.

На одном из последних "Поединков" сцепились писатели Виктор Ерофеев и Александр Проханов. Красной тряпкой послужил ХХ съезд, на котором Хрущев выступил с разоблачением преступлений Сталина. Это был диалог двух интеллигентных интеллектуалов.

Сначала Проханов объяснил, что смысл десталинизации - в реализации гитлеровского плана "Барбаросса".

- Саша, ты не волнуйся, - усмехнулся Ерофеев.

- А ты не спи, Витя. Ты проснись, сделай себе укол. Ты - пособник Гитлера! - взбеленился Проханов.

- Это твои бредни, Саша. Ты тот человек, который и есть враг России. Ты - оборотень, Саша.

- О! Это вой голодной волчицы на кладбищенском пустыре.

- Врешь ты все, Саша.

- А я хочу, чтобы ты, Витюша, был репрессирован. Как это сделал бы Сталин, восстань он из праха. Тебя, Витя, не повесят, потому что не выдержит никакая веревка. Ты будешь отправлен туда, где лежат Гитлер, Геббельс. Ты - американец. Ты - человек рубля и доллара.

- Ну ты и фантазер, Саша.

- А ты - дебил, Витя!

- А мы будем счастливы без тебя, г***а! - и указательный палец Вити во избежание всяких двусмысленностей обратился к Саше.

***

Наверное, это крайний случай взаимной расположенности. Но, надо сказать, сама стилистика подобной дискуссии для ТВ не нова. Более того, она является результатом заказа со стороны телезрителей, жаждущих зрелищ и крови.

…Помню, меня однажды пригласили на программу "Культурная революция". Вполне себе интеллигентное ток-шоу с претензией на интеллектуальность. Но первое, о чем перед началом записи попросила нас ассистентка режиссера: "Вы не начинайте свое выступление со слов "я согласен с предыдущим оратором". Я тогда поинтересовался: "А можно я начну с того, что скажу, что господин N говорит полную чушь, несет бред и являет собой образец беспримерной тупости?".

Ассистентка мило улыбнулась: "Это - лучше".

И сколько бы телеведущие не изображали на своих лицах растерянность и даже брезгливость по поводу брызгающих слюной диспутантов, понятно, что в душе они ликуют - это же несколько лишних (нелишних) процентов рейтинга. Запиканный мат - еще несколько очков. А если случается в эфире рукоприкладство (а оно случается), то это - самая большая удача разговорного шоу. Это - высокий рейтинг, поднимающий цену на рекламную паузу.

Когда разговариваешь с продюсерами драчливых шоу без правил о правилах приличия, о том, что предмет дискуссии в них исчезает бесследно, то слышишь в ответ простодушное: "Таков наш формат".
Какую-то забаву мне этот формат напоминает.

***

В пору, когда еще не практиковались разговорные поединки на ТВ и задолго до изобретения самого ТВ, любимым развлечением народных масс помимо войн были петушиные бои. В глубокой древности и в далекой Индии местным аборигенам удалось приручить дикую курицу, а затем вывести породу бойцовских петухов. Купцы и воины немало поспособствовали распространению этой птицы по всему миру. С тем большей легкостью, что она удовлетворяла двум самым древним потребностям людского рода - пищи и зрелища.

Курицы несли яйца. А петухи в факультативном порядке дрались на потеху своему хозяину. Те и другие раньше или позже попадали в суп.
Сначала петушиные бои были удовольствием для избранных: для королевского двора и высокородных особ. В Древней Греции, а затем в Древнем Риме для удовлетворения немалого интереса публики строились специальные амфитеатры. Полководцы видели в этом зрелище воспитательную функцию в военно-патриотическом духе.

Это про бойцовских петухов писано:

"Лишь смерть и славу видят впереди -

Какая храбрость в крохотной груди!"

Действительно, чего ради так беспощадно бьются эти твари? Что каждому из них за корысть? Не ради же пищи, или власти, или курицы. Афинский полководец Фемистокл объяснил: "петухи так храбро дерутся из-за одной только чести победы". И прибавил: "Насколько же храбрее должны быть те, которые идут сражаться за отечество и своих близких".

Вот, собственно, почему руководители Римской империи считали, что посещение петушиных боев является средством воинского воспитания. У греческого философа Хрисиппа можно найти следующее высказывание: "Пример петухов внушает нам отвагу". К тому же есть мнение, что упадок имперского духа римлян связан не в последнюю очередь с тем, что римская аристократия разлюбила петушиные бои.

Затем, как это бывает с высокими жанрами в искусстве, петушиная забава опустилась до площадного развлечения толпы.

Далее, с торжеством рыночных отношений и с демократизацией жизни на Земле неизбежной стала коммерциализация петушиных битв, а с ней - и профессионализация оных. Появились методики тренировок бойцовых петухов. Появилась спецамуниция. Наверняка были разработаны и применены допинговые препараты.

На петухах-победителях одни люди стали наживаться. На побежденных петухах другие люди неизбежно разорялись.

По мере торжества ценностей гуманизма кровавые схватки нелетающих пернатых стали объявляться вне закона. Например, в США. Традиция, однако, не умерла. В тех же Штатах недавно был накрыт очаг незаконных петушиных боев. А Южной Америке этот бизнес процветает на законных основаниях. Правда, их не показывают по телевизору.

У нас в России петушиные бои преобразились до неузнаваемости. И их показывают по телевизору три раза в неделю. Но если вглядеться в "Поединки", в "Честные понедельники", и в "Судите сами", то нельзя не заметить, что формат древней потехи жив. Только теперь он еще и политизирован. И может быть утилизирован в ходе выборных кампаний. Что и будет сделано в нашем ближайшем политическом будущем.

***

В Древней Греции самыми задорными петухами слыли танагрские и родосские.

У нас - Жириновский, Леонтьев, Проханов, Кургинян, Веллер… Они хорошо натренированы и с опытом. Виктор Ерофеев попытался было сыграть на их поле по их правилам и проиграл.

Юрий Богомолов

РИА Новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе