Разговоры о веревке в доме повешенного

"Краткий курс счастливой жизни" для молодых женщин завершился на позапрошлой неделе, и телезрители таким образом получили возможность сосредоточиться на продолжительном курсе для молодых мужчин - "Братаны" и прочие криминальные сериалы.

***


Типовой зачин криминального сериала. Совершено преступление с летальным исходом, и следователь задает неделикатные вопросы вдове покойного: не было ли у ее мужа недобросовестных конкурентов по бизнесу? Нет? Точно? А коварной любовницы?..


Задает, смущаясь, оправдываясь, деликатничая, поскольку разговор о веревке в доме повешенного по-человечески затруднителен даже для людей закаленных в повседневной борьбе с кошмарами и ужасами окружающей среды.


Нынешний телерепертуар так устроен, что значительная его часть отведена под разговоры о "веревках", то есть о грабежах, шантажах, изнасилованиях и смертоубийствах как вымышленных, так и реальных, об их мотивах и предпосылках.


"Мотивы" понятны ребенку. Чтобы нас развлечь. Убийство, что понарошку, что взаправду, стало досугом и удовольствием для человека у телеящика. Это на первом месте. На втором - адюльтер медиазвезд и скандалы.


Чтобы не быть голословными, возьмем будничный день НТВ от 10-го апреля сего года. 6.30 - "Литейный". 9.30 - Обзор. "Чрезвычайное происшествие". 10. 20 - "Внимание, розыск!". 10.55 - "До суда". 12.00 - "Суд присяжных". 13.30 - "Ментовские войны". 16.25 - "Прокурорская проверка". 19.30 - "Братаны". 21.25 - "Участковый". 23.35 - "Мент в законе". В том же духе вся рабочая неделя. В уикенд НТВ позволяет себе несколько расслабиться. В минувшую субботу, поскольку она была праздничной для православных, канал снизошел до прямой трансляции из Иерусалима "Схождения Благодатного огня". Да и воскресный день не был особенно тревожным. Увенчался он прямой линией общения с четой Пугачева - Галкин. И все-таки, чтобы зритель не сильно заскучал, были прокручены в 125-й раз "Улицы разбитых фонарей", а с ними программы из цикла "Очная ставка", "Следствие вели", "Чрезвычайное происшествие" и, видимо, специально для воцерковленных зрителей фильм "Настоятель 2".


Ощущение такое, что один из федеральных каналов стал большим криминальным форматом. И не без поддержки телезрителей; по своим показателям НТВ заметно обошло "Россию 1" и едва заметно отстало от Первого. Это - в апреле. А в марте НТВ оставило позади и Первый, который своей долей зрительской аудитории в основном обязан Малахову с его таблоидным ток-шоу "Пусть говорят". Амплитуда выбора, стало быть, небольшая - от криминального чтива до чтива бульварного.


Массовый зритель таким образом оказался между молотом и наковальней. В утешение ему и себе скажем: по собственной доброй воле.


***


У не особо массового зрителя были свои радости на минувшей неделе. Во-первых, скандал, спровоцированный госпожой Собчак по ходу церемонии "Ники". Во-вторых, инцидент, случившийся в рамках "Закрытого показа". Оба случая имеют отношение к тому, что принято называть этическими основаниями человеческого общежития.


...И спустя неделю Ксения Собчак никак не может взять в толк, в чем неделикатность ее поведения на церемонии... В чем, по-моему, ошибка большинства либеральных публицистов - они сразу политизировали случившуюся этическую коллизию. А, на мой взгляд, либеральные умонастроения тем и славны, что в их основе лежит этика, то есть уважение к приличиям и нормам человеческого общежития. Ну неприлично, придя к имениннику в гости, с пристрастием его допрашивать. Ну унизительно было бы Чулпан отвечать на вопросы отважной либералки.


Это, к сожалению, не дошло и до уважаемых господ Познера и Парфенова, которые на "Дожде" в своем новом одноименном проекте все пытались объяснить Чулпан Хаматовой (правда, заочно), как ей следовало бы выстроить свои отношения с властью и что ей надо было бы ответить Собчак.


Слава богу, дело не кончилось бытовым хамством, как это получилось в "Закрытом показе". Интеллигентный с виду человек Александр Гордон приглашает к себе на программу режиссера-дебютанта с картиной "Дом ветра" и устраивает ему и его созданию публичную порку с употреблением ненормативной лексики. Еще не дав никому слова молвить, ведущий начинает обсуждение словами: "...За все время, что я веду эту программу, я такой безукоризненной, такой густотертой пошлятины не видел еще ни разу". (Ведущий не видел ни разу, а я видел. Это "Огни притона" режиссера Александра Гордона).


Ведущий так расстроился, посмотрев полтора раза картину молодого коллеги, премированного на нескольких фестивалях, что чуть не написал заявления об уходе. Но не написал и сказал автору все, что он думает о нем: что это профнепригодно, что ему надо выдать белый билет на профессию, что это такое бесстыдство, которое нельзя прощать. Словом, вон из искусства, Михаил Златопольский! После такого зачина дискуссию можно было бы и закончить. В доме повешенного не надо говорить о веревке. Но разговор продолжился к моему удивлению. Я не очень удивился хамской манере поведения хозяина программы. Я удивился, как гости ее, включая противников картины, не говоря о ее создателях и ее сторонниках, тут же не покинули это шоу.


...Видимо, проблемы с чувством собственного достоинства не только у тех, кто унижает, но и у тех, кого унижают, и тех, с молчаливого согласия которых топчут человека и его работу. Последнее печальнее всего.


...Жаль все-таки, что господин Гордон не написал своего заявления.

Юрий Богомолов, обозреватель

Российская газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе