"Школа". О происхождении человека и человечности

«Школа», вызвав при своем появлении бурю эмоций, затем ушла в тень внимания и общества, и телекритиков. Всем, вроде, стало все понятно и… по фигу.

Да, вот есть такая реальность, которую мы можем наблюдать с половины двенадцатого вечера до полуночи каждый будний день. Да, она живая, слишком живая и потому малоприятная. Но, слава богу, она загнана в ящик и отделена от нас стеклом телеэкрана. Отчего, видимо, и возникает эффект аквариума.

Для кого-то - аквариум с рыбками-подростками… Для кого-то - зоопарк с млекопитающими зверьками. Такое впечатление, что у тебя в доме завелся застекленный вольер, и ты при желании можешь наблюдать все стадии роста и развития его обитателей, не беспокоясь о собственной безопасности.
Проблема только в том, что эта за стекленная реальность время от времени аукается с той повседневностью, в которой мы сами барахтаемся.

…Вот телехроника донесла нам весть о случае, как подростки сожгли из баловства своего сверстника на Вечном огне…

…Вот стало известно, как ученики средней школы пинали пожилую учительницу физкультуры, словно футбольный мяч. И тоже из баловства.

…Вот, на днях публика, собравшаяся у Малахова на ток-шоу «Пусть говорят», обсудила случай каннибализма: компания юношей и девушек зажарила шестнадцатилетнюю школьницу и полакомилась ею. Ничего особенного: вчерашние школьники съели свою младшую современницу. 
Разумеется, это уже не зоопарк. Это - джунгли.

Но школа - та, что не в телевизоре - пока все еще некое зоологическое учреждение. А та, что в телевизоре, - его правдоподобное отражение. Достаточно адекватное, и потому заслуживающее самого пристального внимания. Тем более, что оно художественно убедительное.

***

Недели три назад был показан на «Культуре» британский научно-популярный сериал «У истоков человечества». Качественный продукт. Там была рассказана-показана просто и доходчиво история происхождения человека от обезьяны. Никакого открытия и откровения; все давно открыл Чарльз Дарвин. Но уж больно разителен контраст между атласной, ухоженной кожей Ксении Собчак и грубой, поросшей волосами оболочкой дикой обезьяны. Что касается мозгов, то разница, может, и не так вопиюща, но все равно в родство этих млекопитающих трудно поверить.

И, тем не менее, авторы, отслеживая эволюцию обезьяньего рода на протяжении миллионов лет, пришли к однозначному выводу, с которым, конечно же, простому человеку не просто согласиться: что гармоничный Аполлон ведет свою родословную от этого кривоногого с некрасивым лицом шерстяного уродливого существа. Не простому - тоже. И у верующего ученого-естественника с этим проблемы. Не говоря уже о клерикалах. В том числе, о клерикалах образованных, «продвинутых», как сегодня принято выражаться.

Но я о другом. Глядя сериал «У истоков человечества», ловил себя на том, что мысленно возвращался к «Школе». Уж больно много общего открылось в повадках, в склонностях наших далеких предков и их нынешних потомков.

Стоит тем или другим сбиться в стаю, как начинается неконтролируемая ядерная реакция, сопровождаемая выбросами излишками энергии в атмосферу: возня, смех, визг, приставания друг к другу, драки, синяки и слезы.

…В процессе эволюции обезьяне пришлось слезть с дерева и встать на задние ноги, освободив - передние для работы, требующей интеллектуальных усилий. Мало того, ей предстояло пройти путь от вегетарианки до мясоеда. И был у нее такой этап, когда она не брезговала трупоедством.

…9-ый (а) московской средней школы в начале третьей четверти смотрелся такой обезьяньей биомассой, падкой на украшения, на удовольствия, на агрессию. Постепенно от серии к серии стало возможным различать лица и пристрастия отдельных индивидов.

…Для обезьяньего сообщества саванна, населенная крупными и мелкими хищниками - это враждебный мир.

…Для школьников 9-го (а) враждебен мир взрослых.

Стадные инстинкты там и тут уже развиты, уже подчиняют своей воле поведение каждой отдельной особи, а межличностные связи только-только нарождаются. И в этом трагедия для тех и других.

Они спариваются раньше, чем успевают почувствовать душевную привязанность. Какие драмы разворачивались на самых первых ступеньках человеческой эволюции! Девушка-обезьяна забеременела, не ведая от кого, да и не переживая по этому поводу. Она покорно тащилась за стадом с пузом, пока не утонула, пытаясь переправиться через быструю реку. И только тогда обезьян-самец испытал прилив не то тоски, не то нежности к погибшей подруге.

Подумать только, сколько понадобилось обезьяньему роду за миллионы лет пережить подобных потрясений, кризисов, ударов судьбы, чтобы возникла такая субстанция, как душа, а затем - чтобы выработались такие понятия как мораль, этика, система табуированных представлений и поступков.

И вот тот путь, что проделало человечество за 80 миллионов лет, ученикам 9-го (а) надо было одолеть за одну третью четверть на наших глазах. Это - страшная нагрузка.

Жизнь - так сложились исторические обстоятельства - поставила над ними тяжелый эксперимент. Институт школы для большинства детей - это первый опыт общежития в недомашнем формате. Это испытание коллективизацией.

Советский режим решал проблему просто и в какой-то степени эффективно. Он загонял юных граждан в систему командно-административной педагогики. Это создавало свои проблемы, о которых хорошо и подробно рассказывали советские фильмы типа «Друг мой, Колька», «Звонят, откройте дверь», «Доживем до понедельника», «Чучело» и т.д. Но ситуация была в общем и в целом под контролем.
Постсоветское время - совсем другое время. Постсоветская Россия - совсем другая планета.

Одно дело, когда маленький человек из небольшой уютной выгородки попадает в иное, более просторное помещение. Другое - когда он отпускается на волю, практически в джунгли. И к тому же это произошло не только с детьми, но и со всем взрослым населением Советского Союза.

Взрослым, разумеется, легче; традиции их держат наплаву. Детям много труднее. В «Школе» мы видим, как из хаотичной биомассы, вычленяются индивиды со своими душевными симпатиями, как проклевываются какие-никакие нравственные правила, как вырабатываются этические знаки препинания.

В последних сериях все указывает на то, что судьба каждого из персонажей идет к некоему логическому завершению. Что ленивое, тупое, подталкиваемое случайными обстоятельствами и острыми коллизиями бытие нагружается взрывной энергией.
Безответственные в начале третьей четверти детишки, повинуясь инстинктам, по ходу жизни, начинают испытывать потребность в ответственности, в цели, в правилах игры в жизнь. Мы видим их у истоков человечности.

***

Уже понятно, что «Школа» для ее героев не может кончиться благополучно. Они накануне трагедии, которая заденет каждого лично. И кто-то из них не доживет до понедельника.

Юрий Богомолов

РИА Новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе