Скептики и энтузиасты

Несмотря на близость светопреставления (меньше недели осталось), ТВ продолжает маразмировать и веселиться, будто живем в штатном режиме. На смену "Дикому 3" спешит "Легавый 1". Снова Жириновский (у Владимира Соловьева). Опять "Вечерний Ургант" (у Ивана Урганта). И на новенького "Вечерний Герасимец" (в эфире "Дождя").

...Кто-то продолжает пугать телезрителей концом света, кто-то шутит по его поводу. "Оставайтесь с нами, если не до конца света, то до конца эфира!".

***

У меня зазвонил телефон...

- Слушай, дед, - раздался голос внука (11+), - я включил телевизор. Там идет "Золушка".

- Ну... В чем проблема?

- В том, что там стоит значок - 16+

- Так плюнь на него. Наверное, это какой-то компьютерный глюк. Хотя...

Уже после того, как повесил трубку, подумал: так ли уж виноват в этом запретительном абсурде технический прогресс?

...Я тут как эксперт поучаствовал в записи ток-шоу "Право голоса" (ТВ Центр), где обсуждалась законодательная инициатива неизвестного мне парламентария. (Отныне он мне известен. И уже не только мне.) Думец Олег Михеев вылез с идеей законодательного ограничения негативной информации в СМИ. Чтоб ее было не больше 30%. Если больше, то он не поручится за свое психическое здоровье. И за здоровье нации - тоже. Как это сделать и как проконтролировать очередной запрет - это уже не его вопрос.

Себя ему не жалко. За нацию обидно. Но и за себя человек переживает. Вот он едет в машине на работу, слушает радио, а из него льется сплошной негатив: там убили, а там изнасиловали, а тут дом обрушился... Выходит из машины и понимает, что настроение испортилось на целый день... Слово за слово выяснилось, что народный избранник в Думе занимает должность заместителя председателя Комитета по энергетике.

- А что, с энергетикой и с тарифами на нее у нас все в порядке? - задала нетактичный вопрос Мария Гайдар.

И началась дискуссия на вечнозеленую тему, что первичнее: ТВ или действительность? Зеркало или тот, кто в него смотрится? Дух или материя? Культура или экономика? И т.д. У меня был пример - "Гамлет" Уильяма нашего Шекспира. Я его не успел привести. Привожу теперь, на лестнице, после драки. В этой пьесе негативной информации наберется на все 90%, а ее все ставят, снимают и переиздают. Я бы на месте законодателей обдумал в назидание мастерам ТВ, как можно было бы сократить в ней негатив до 30%. Ну, хорошо, отец Гамлета уже мертв. От него осталась тень. А его самого уже не воскресишь. Ладно, пусть живет тень. От бедного Йорика остался череп и его тоже не оживишь. Но зачем было губить Гильденстерна и Розенкранца? Да и Полония, отца Офелии, можно было бы пощадить, не говоря об Офелии. Клавдию смерть - поделом. Но принц мог бы еще и пожить. И принять бразды правления несчастной Данией.

...Какие же, все-таки, смешные эти народные избранники; они сильно напоминают поминавшихся друзей детства Гамлета - Гильденстерна и Розенкранца. Зачем они берутся играть на таком сложном инструменте, как телевидение, не владея его азами?

Уже в рамках другой передачи - в "Воскресном вечере" - член Общественной палаты Павел Гусев объяснил, в чем тут подоплека. Телевидение - это для законодателей такой лакомый пирог с популистской начинкой. Это не паханое поле для запретов. Я бы от себя добавил: это такая коррупционная жила. Ты выскакиваешь с каким-либо заведомо непроходимым законопроектом, но зато какое-то время светишься на экране, повышаешь свой рейтинг узнаваемости. Взятки-то можно брать и откаты давать не только наличными деньгами, пластиковыми карточками, борзыми щенками, но и телеэфирами.

***

Что интересно, снова вспухла проблема "Дома 2". Назло парламентариям высшая судебная инстанция разрешила телеканалу ТНТ показывать это шоу в дневное время. Парламентарии пообещали вернуться к этому вопросу. Что еще более интересно, нравственные чувства тех же господ-парламентариев совершенно не задевает ток-шоу "Дом 1", то есть "Пусть говорят" с его негативом, иногда сдабриваемым каким-нибудь юбилейным елеем. И, кажется, я догадываюсь, почему. Потому что на красных диванах телестудии довольно часто восседают те же депутаты. Не могут они подвергать риску закрытия самой высокорейтинговой площадки, столь необходимой им в борьбе за электорат.

Если бы законопроект Михеева уже прошел, очень сильно на этой неделе рисковал бы Вадим Такменев (НТВ "Центральное телевидение"). И не тем, что поместил довольно объективные репортажи о возложении цветов к Соловецкому камню на Лубянке. По мне, так самый большой негатив заключался в пространном интервью с престарелым голливудским жиголо. Этот бисексуал тряхнул стариной и перетряхнул все грязное белье голливудских небожителей. Могу представить, как ронял слюни Андрей Малахов, глядя на программу конкурента. Боже, Спенсер Трейси - гей ! А его жена Кэтрин Хепберн - лесбиянка! А сутенер и сводник Скотти Бауэрс переспал с Вивьен Ли и Эдит Пиаф. А еще групповой секс...

***

Наконец-то, Первый канал утер нос телекритикам. Только Ксения Ларина ("Эхо Москвы") выразила сомнение в прямом эфире "Голоса", как ведущий Дмитрий Нагиев, ей, можно сказать, "подмигнул", послав привет из прямого эфира. И телекритики-скептики оказались посрамленными. Мол, знайте: Первый никогда не врет. Единожды сказав правду, кто тебе поверит раз и навсегда?

Текст: Юрий Богомолов (Обозреватель)

Российская газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе