Смешались в кучу фрицы, Мони…

Наш колумнист считает, что у всех современных сериалов про войну есть одна общая проблема.

«- Юля! Яша!

- Моня!

- Яша!

- Моня!

- Яша!

- Юля!

- Моня!»

Премьера на Первом, сериал «Черные кошки». Звучит лиричная музыка. Трое обнимаются во дворе. Их радость понятна: вернулся друг, на которого они уже получили похоронку. Не понятно иное: где хотя бы скупая слеза? Где нормальная эмоция людей, после войны вновь увидевших товарища, которого считали погибшим? Где у товарища того же капля чувства в глазах? Он же через многое прошел, а тут вдруг – старый двор, а комок к горлу не подступает.

Актеры старательно прыгают в кадре с энергией молодежи на банальной встрече выпускников, называют друг друга по имени и ждут, когда закончится этот бессмысленный, по сути, эпизод. Эмоций не заказывали при кастинге, сейчас все с лирикой покончат и пойдут ловить то ли бандитов, то ли немецких диверсантов,то ли сами окажутся агентами Абвера.

Это проблема современных сериалов про войну и поствоенное время. Их много развелось, уже не получается отслеживать-запоминать, потому что не будешь же помнить про «Моню-Яшу-Юлю» - ячейка памяти для подобной переклички уже занята аналогично смехотворной сценкой из «Гардемаринов» про Алешку и Софью. Всегда помнишь взгляд, изумление, резкий переход от бытового существования к счастью, и что-что, а старые советские фильмы про войну умели скупо и быстро показать, что такое «радость со слезами на глазах». Сейчас не получается. Ни радости, ни горя. Остается надежда на авантюрный сюжет, но как его двигать вперед, если Мони с Яшами тормозят?..

Помните сцену в «Место встречи изменить нельзя»? Когда женщина ревет в коридоре: «Карточки пропали, карточки»? Она воет, и из этого воя я узнала о послевоенном времени больше, чем из всех современных длинных поделок. Хотя да, у нынешних сценаристов есть доступ к новым источникам, они могут работать с темами, недоступными для их коллег в прошлом. Может, и со слишком большим количеством тем, поскольку все перемешивается в их головах настолько, что все действующие лица - в одной куче людей в зеленом. Где враг, где друг, где просто сволочь – не разберешь.

Лишь Павел Деревянко выделяется на общем фоне. Во-первых, благодаря фирменному пристальному взгляду. Во-вторых, ему на всякий случай руку подстрелили и перевязали, теперь Павла видно издалека. Аналогичная история была с «Криком совы» недавно (тоже про послевоенное время), но там персонажу надели шляпу. Уж выделялся он знатно, это правда. Как дальше? Давайте догадаюсь - следующему герою такого же сериала подстрелят глаз.

Валентина ЛЬВОВА

КП-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе